Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

Свято-Успенская церковь с. Шебалино

Свято-Успенская церковь с. ШебалиноСело Шебалино расположено у реки Семы, на склонах и в низине большой котловины, недалеко от границы с Алтайским краем. Заселение здешних мест началось в 1833 году. По описаниям русского ученого С. П. Швецова, на месте современного села Шебалино, сначала была заимка купца Попова, а на окраине по логам жили алтайцы. Но в 1860 – 1870 годы, по мере увеличения числа русских крестьян, заимка расширилась, и образовалось небольшое село.

Первая церковь в селе была деревянная, однопрестольная, с двухрядным иконостасом, с железной крышей и железным куполом; семиглавая, высотой 33 аршина (около 24 метров), устремленная ввысь – она одним своим видом призывала народ к благочестию. Храм был построен в 1899 году подрядчиком Носковым и освящен в Честь Успения Божией Матери. Об обряде открытия церкви рассказал очевидец дедушка Шипунов, который умер в 1956 году.

Когда построили церковь, рассказывал он, началась установка большого деревянного креста над куполом. Его поднимали веревочным канатом, а жители села клали возле храма продукты (мясо, молоко, хлеб, мед) и вещи, которые должны были взять те, кто ставил крест.

По архивным документам, в церкви служили четыре(!) священника. Первым настоятелем храма был иерей Иннокентий Иванович Чевалков, алтаец по национальности, священник-миссионер, родственник родоначальника алтайской литературы протоиерея Михаила Чевалкова. Члены Шебалинской общины верующих отличались ревностью к Православной вере и сплоченностью. В 20-е годы около двух тысяч прихожан почти ежегодно возобновляли регистрацию общины, что, видимо, и послужило причиной разрушения церкви. Церковь разрушили в 1929 году, а бревна пошли на строительство районного дома культуры (с 1979 года в здании размещается детско-юношеская спортивная школа.

Не стало в селе Шебалино церкви, но остались люди, которые долго помнили, как на их глазах разрушали Храм Божий, срывали иконы, ломали кресты… Люди, которые, несмотря на все эти страшные события, смогли не только сохранить веру христианскую и преданность многовековым традициям Святого Православия, но и передать это своим потомкам. В их числе: Чабаевская Мария Никитична, Челтугашева Александра Семеновна, Курбатова Евдокия Степановна.

В 50-е и 60-е годы эти женщины работали в селе Шебалино, а в выходные и в праздничные дни, иногда, втайне от односельчан и даже от своих мужей, ездили в Бийск, в Успенский храм. Там они обрели навыки в церковном пении и чтении на церковнославянском языке, которые пригодились им позднее.

Внутреннее убранство Свято-Успенской церквиВ 1993 году по инициативе Александры Семеновны Челтугашевой и Марии Никитичны Чабаевской (к сожалению, их уже нет в живых) верующие села Шебалино и окрестных деревень (Дьектиека, Мыюты, Черги) решили объединиться в православную общину. Старостой выбрали Александру Семеновну Челтугашеву. Сначала в общине было всего 4 человека, к 1994 году численность верующих возросла до 18. Это «молодое стадо» еще не имело своего пастыря, ни помещения для молитвенных собраний, но люди испытывали желание быть вместе. Собирались у кого-нибудь дома, чтобы помолиться, попеть «Царицу Небесную» и «Царицу мою Преблагую». В 1994 году по благословению протоиерея Ростислава Киращука, благочинного церквей Горно-Алтайского округа, окормление православной общины было поручено иерею Георгию Балакину, который в то время служил в храме Преображения Господня г. Горно-Алтайска.

Администрация Шебалинского района выделила для совершения богослужений одно из помещений детского сада «Ёлочка». Помещение это было в аварийном состоянии: протекала крыша, сгнило крыльцо, плохо работала отопительная система. Но за короткий срок прихожане вместе со своим настоятелем отцом Георгием привели помещение в порядок: опустили полы, прорубили арку в капитальной стене, отремонтировали систему отопления.

Спустя более шестидесяти лет верующие вновь объединились возле Евхаристической Чаши Тела и Крови Христовых.

В 1999 году отца Георгия назначили настоятелем Свято-Духовного храма в с. Майма. И с 2000 года исполняющим обязанности настоятеля нашего прихода является иерей Лаврентий Донбай, который служит в церкви Преображения Господня республиканского центра. Отец Лаврентий заочно учится в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете г. Кемерово, духовно окормляет православных Иоанно-Предтеченского храма села Усть-Муны и при всей своей занятости находит время, чтобы приезжать раз в 2-3 недели к нам в Шебалино за 120 км от города, за что мы ему очень благодарны.

Таким образом, за эти 12 лет существования нашего прихода у нас не было постоянного священника. Еще несколько лет назад вопрос о нем так остро не стоял. Но времена и обстоятельства меняются.

Село Шебалино. На заднем плане - двухэтажное деревянное здание с красной крышей - бывшая Успенская церковь. Сейчас в здании находится ДЮСШНаше село Шебалино – районный центр Шебалинского района, с населением более 6 тысяч человек, стоит на Чуйском тракте, «на бойком месте». Жителей села буквально атаковали «приятные молодые люди», которые ходят по улицам, заходят в дома и предлагают красивые иллюстрированные книги и журналы, литературу на религиозные темы и одновременно вербуют в секты. Они оказывают влияние и на православных христиан.

Идет активное насаждение неведомых ранее бурханизма, «белой веры». Местные СМИ отдают целые страницы на выступления этих заезжих неоязычников.

Оккультизм расцвел до невероятных размеров, чему способствует свободная продажа книг по черной и белой магии, «трудов» различных целителей и знахарей. Люди, читающие подобную литературу – новые кандидаты в секты. Мы пытаемся разъяснить через СМИ и в частных беседах о разрушительных действиях выше перечисленного. Но этого недостаточно. Нам нужен постоянный священник.

Глава администрации Шебалинского района Соколов Анатолий Бакумович стремится помочь Церкви в ее богоугодных делах. Слава Богу, с начала июля ведутся работы по закладке фундамента нового храма.

Хочется верить, что в ближайшем будущем в селе Шебалино будет построена новая церковь.

Вера шебалинцев в возрождение Успенского храма, помноженная на усиленную молитву наших прихожан, а главное, явная милость Заступницы нашей Пресвятой Богородицы к скромному Шебалинскому храму вселяют надежду на укрепление прихода и его развитие.

Пресвятая Богородице, помогай нам!

Евгений Кайгородов, псаломщик Свято-Успенской церкви.

При составлении статьи были использованы материалы Шебалинского районного музея и Государственной архивной службы.

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»