Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

Церковка на пригорочке... Чаще всего деревянная, убогонькая, но на самом видном месте, чтоб мужик, въезжая в деревеньку, мог спуститься с телеги, стянуть с себя шапку и перекреститься на кресты – с размахом, по-русски и до пояса поклониться. Так было до революции, после которой россияне долгие годы выпутывались из тенет большевистского мракобесия. Слава Богу, возрождаются церкви и не только в городах и райцентрах, но и в небольших деревеньках. Правда, современные церковки сразу не разглядеть. Чаще всего они не на пригорках, а затеряны среди приземистых сельских изб. И ютятся нередко в приспособленных помещениях: к примеру, в бывших почтовых отделениях, или в опустевших магазинах, а то бывает и в сельсовете выделят комнату, где по воскресным дням на Литургию собираются пять-десять человек, а бывает и того меньше.

15,98 KbИ вот в таком храме, вернее бы сказать, молитвенной комнате, служит священник. Крестьяне, потянувшиеся к Богу, изливают перед ним свои души, а вот как и чем живет сам священник, неведомо никому, кроме Господа Бога. Служить Богу и людям в таких условиях - подвиг.

Духовные испытания и трудности, которые приходиться преодолевать сельскому священнику, когда на него обрушивается и человеческая, и бесовская злоба, для обыкновенного человека просто непостижимы. И так годы и годы, исполненные величайшего смысла постижения Бога и человека. Высшего служения людям, служения, приводящего человеческие души к Вечной Жизни. Из своей крайней бедности, почти нищеты эти священники еще помогают самым обездоленным старикам и старухам.

Приход в селе Усть-Иша, Красногорского района – самый отдаленный от краевого центра. Действует он в деревенском доме, в котором располагается еще и магазин, и сельсовет. Служит в этой сельской церковке монах. Зовут его о. Иларион (Смирнов). Он прижился в деревне и даже стал в какой-то мере для некоторых сельчан необходимым человеком, потому как уже становится традицией на селе: родился ребенок, идут к о. Илариону - покрестить. Настала пора жениться, замуж выходить, без священника не обойтись. И в последний путь проводит опять же священник.

Уже пять лет служит настоятелем церкви села Усть-Иша иеромонах Иларион. За эти пять лет он привык к сельчанам, к нему привыкли. Организовал воскресную школу. На занятия собираются до двадцати ребятишек от 7 до 14 лет. О том, что эти дети уже тянутся к Богу, говорит вот такой факт: из обычной школы путь детей пролегает мимо церкви, и некоторые после уроков заходят прежде в нее – к отцу Иллариону за окормлением, а уж потом только идут домой. Многие из местных ребятишек полюбили вечернюю исповедь и с удовольствием причащаются.

30,62 KbОтец Илларион служит один на два прихода. Второй - в селе Быстрянка, куда сельский священник – и в зной, и в зимнюю стужу, в буран и дождь добирается на чем придется. Совершает требы и в других соседних селах: Ново-Зыково, Долино, Карагуж, Катунские Зори.

А само село Усть-Иша, где живет отец Иларион – старинное. В прошлом называлось – Поповичи. Основали его переселенцы- старообрядцы. Проехав тысячи километров из «Расеи», как называли тогда Европейскую часть России, они навсегда остановились в долине реки Иша. Очень приглянулось им это гористое место, богатое зверем и черноземом.

Построили себе молельный дом в честь Казанской иконы Божией Матери, а потом и большой деревянный храм. Есть предание, что освящал его апостол Алтая – архимандрит Макарий (Глухарев). Позже в этом храме проходили соборы священнослужителей.

В 1935 году церковь закрыли. Купол и колокола стаскивали трактором. Священника и диакона арестовали. Диакона, говорят, убили по дороге. Иконы, церковную утварь растащили по домам. Некоторые кресты с куполов до сих пор стоят на местном кладбище. Понемногу иконы возвращаются в церковь – в ту, что в приспособленном помещении. Иконы старинные, некоторые редкого письма. Кое-какие из них отреставрировали.

А былой храм люди в последнее время вспоминают все чаще и в душе, конечно, сожалеют о варварском его погублении. Вспоминают, как обезглавленный, приспособлен он был под клуб, но вскоре клуб сгорел. На его месте построили магазин, но и магазин сгорел. А позже и школу механизаторов на месте храма не миновала та же участь. После этих пожаров там уже больше ничего не решались строить. И один лишь бурьян на пустыре напоминал о когда-то стоявшем тут большом деревянном храме.

Старожилы рассказывают: тех, кто участвовал в разграблении и разгроме храма, постигла тяжелая участь: кто-то сошел с ума, кто-то сгорел, кто-то утонул… Никого не миновал Божий гнев, который, если судить по возрождению на селе православия, сменился на милость.

А вот и Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский благословил восстановление порушенного храма. Пустырь, где стоял он, расчистили. Фундамент сохранился довольно хорошо. На нем и планируется возвести церковь. К сожалению, помощников у батюшки в этом деле немного. Прихожане чаще всего сами нуждаются в его поддержке и могут помочь только молитвой.

Валентин ЗАЙЦЕВ

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»