Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Азы Православия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  История
 
 
 
 
  Музей
 
 
 
 
 
  Иконопись
 
 
 
  Паломничество
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  «Алтайская миссия»
 
 
 
 
 
 
 
 
  Публикации
 
 
 
 
  Карта сайта
 
  Читаем Евангелие по китайски

Церковка на пригорочке... Чаще всего деревянная, убогонькая, но на самом видном месте, чтоб мужик, въезжая в деревеньку, мог спуститься с телеги, стянуть с себя шапку и перекреститься на кресты – с размахом, по-русски и до пояса поклониться. Так было до революции, после которой россияне долгие годы выпутывались из тенет большевистского мракобесия. Слава Богу, возрождаются церкви и не только в городах и райцентрах, но и в небольших деревеньках. Правда, современные церковки сразу не разглядеть. Чаще всего они не на пригорках, а затеряны среди приземистых сельских изб. И ютятся нередко в приспособленных помещениях: к примеру, в бывших почтовых отделениях, или в опустевших магазинах, а то бывает и в сельсовете выделят комнату, где по воскресным дням на Литургию собираются пять-десять человек, а бывает и того меньше.

15,98 KbИ вот в таком храме, вернее бы сказать, молитвенной комнате, служит священник. Крестьяне, потянувшиеся к Богу, изливают перед ним свои души, а вот как и чем живет сам священник, неведомо никому, кроме Господа Бога. Служить Богу и людям в таких условиях - подвиг.

Духовные испытания и трудности, которые приходиться преодолевать сельскому священнику, когда на него обрушивается и человеческая, и бесовская злоба, для обыкновенного человека просто непостижимы. И так годы и годы, исполненные величайшего смысла постижения Бога и человека. Высшего служения людям, служения, приводящего человеческие души к Вечной Жизни. Из своей крайней бедности, почти нищеты эти священники еще помогают самым обездоленным старикам и старухам.

Приход в селе Усть-Иша, Красногорского района – самый отдаленный от краевого центра. Действует он в деревенском доме, в котором располагается еще и магазин, и сельсовет. Служит в этой сельской церковке монах. Зовут его о. Иларион (Смирнов). Он прижился в деревне и даже стал в какой-то мере для некоторых сельчан необходимым человеком, потому как уже становится традицией на селе: родился ребенок, идут к о. Илариону - покрестить. Настала пора жениться, замуж выходить, без священника не обойтись. И в последний путь проводит опять же священник.

Уже пять лет служит настоятелем церкви села Усть-Иша иеромонах Иларион. За эти пять лет он привык к сельчанам, к нему привыкли. Организовал воскресную школу. На занятия собираются до двадцати ребятишек от 7 до 14 лет. О том, что эти дети уже тянутся к Богу, говорит вот такой факт: из обычной школы путь детей пролегает мимо церкви, и некоторые после уроков заходят прежде в нее – к отцу Иллариону за окормлением, а уж потом только идут домой. Многие из местных ребятишек полюбили вечернюю исповедь и с удовольствием причащаются.

30,62 KbОтец Илларион служит один на два прихода. Второй - в селе Быстрянка, куда сельский священник – и в зной, и в зимнюю стужу, в буран и дождь добирается на чем придется. Совершает требы и в других соседних селах: Ново-Зыково, Долино, Карагуж, Катунские Зори.

А само село Усть-Иша, где живет отец Иларион – старинное. В прошлом называлось – Поповичи. Основали его переселенцы- старообрядцы. Проехав тысячи километров из «Расеи», как называли тогда Европейскую часть России, они навсегда остановились в долине реки Иша. Очень приглянулось им это гористое место, богатое зверем и черноземом.

Построили себе молельный дом в честь Казанской иконы Божией Матери, а потом и большой деревянный храм. Есть предание, что освящал его апостол Алтая – архимандрит Макарий (Глухарев). Позже в этом храме проходили соборы священнослужителей.

В 1935 году церковь закрыли. Купол и колокола стаскивали трактором. Священника и диакона арестовали. Диакона, говорят, убили по дороге. Иконы, церковную утварь растащили по домам. Некоторые кресты с куполов до сих пор стоят на местном кладбище. Понемногу иконы возвращаются в церковь – в ту, что в приспособленном помещении. Иконы старинные, некоторые редкого письма. Кое-какие из них отреставрировали.

А былой храм люди в последнее время вспоминают все чаще и в душе, конечно, сожалеют о варварском его погублении. Вспоминают, как обезглавленный, приспособлен он был под клуб, но вскоре клуб сгорел. На его месте построили магазин, но и магазин сгорел. А позже и школу механизаторов на месте храма не миновала та же участь. После этих пожаров там уже больше ничего не решались строить. И один лишь бурьян на пустыре напоминал о когда-то стоявшем тут большом деревянном храме.

Старожилы рассказывают: тех, кто участвовал в разграблении и разгроме храма, постигла тяжелая участь: кто-то сошел с ума, кто-то сгорел, кто-то утонул… Никого не миновал Божий гнев, который, если судить по возрождению на селе православия, сменился на милость.

А вот и Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский благословил восстановление порушенного храма. Пустырь, где стоял он, расчистили. Фундамент сохранился довольно хорошо. На нем и планируется возвести церковь. К сожалению, помощников у батюшки в этом деле немного. Прихожане чаще всего сами нуждаются в его поддержке и могут помочь только молитвой.

Валентин ЗАЙЦЕВ

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»