Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Азы Православия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  История
 
 
 
 
  Музей
 
 
 
 
 
  Иконопись
 
 
 
  Паломничество
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  «Алтайская миссия»
 
 
 
 
 
 
 
 
  Публикации
 
 
 
 
  Карта сайта
 
  Читаем Евангелие по китайски

МИССИОНЕРСКИЕ ПИСЬМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО.
Ответы святителя на вопросы современности

Алексей Громов. Барнаульское благочиние.

Святитель Николай Сербский почти наш современник, он жил в 20 веке (1881-1956). Он почитается наравне со святым Саввой Сербским – самым почитаемым святым в Сербии.

В январе 1932 года в Сербии начал выходить журнал, который состоял из несколько страниц, под названием «Письма Миссионера». Журнал выходил в течение трех лет. В нем печатались ответы на письма и вопросы к епископу Охридскому и Жичскому Николаю (Сербскому).

За советом к нему обращались многие как глубоко верующие, так и образованная интеллигенция, утратившая связь с Богом и родной культурой. Писали и наши соотечественники, оказавшиеся в эмиграции. Ответы, которые всем давал святитель самые трогательные, исполненные любови к России и надеждой на восстановление в нашей стране православия (что и случилось спустя 70 лет). Писали рабочие и крестьяне, богословы и протестанты, богатые и обнищавшие. И для всех у святителя было свое слово, полное любви к Богу, проникавшее в самую суть вещей и очень глубоко в сердце. Его письма исполнены особой поэтичностью, одинаково воспринимаемы как простым человеком, так и образованным. Советы святителя Николая Сербского не сложны в исполнении, его обличения строги и тверды, но полны любви и жалости к обличаемому. И каждая строчка, каждое слово, каждая буква ведет, призывает вернуться к Богу, укрепиться в вере. Сила его слов потрясает: даже самые сложные места в Писании становятся после легки в понимании, вера становится понятней, а Бог - ближе.

Чем же актуальны его письма в наше время - спустя 70 лет. Для современного человека кажется, что 70 лет назад вроде и время другое и люди совсем другие были.

Но в наше время, как и во время святителя Николая, когда утрачивается истинная духовность и духовные ориентиры, современное общество в Христе утратило осознание Бога. Для большинства важно знать, что Он есть и все - этого для них достаточно. Верить в НЛО, барабашек, порчу, гуру легче. Такая вера не несет никакой ответственности, не требует любви, исполнения заповедей, жертвы. Она не препятствует стремлению к комфорту, богатству, власти, успеху. Современный человек постоянно ищет счастья, ищет и остается несчастным, добивается комфорта, власти и успеха – и остается одиноким. Ничто не может наполнить его, ничто не может осчастливить. Утратил человек истину и бьется во тьме, не находя покоя.

Святитель своими письмами показывает эту истину, подводит к ней.

Письмо 108 Степану Д., на вопрос о том, что нам делать, чтобы лучше жить.

Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: «Человек Божий, но не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?». Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: «И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:
    думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;
    бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;
    почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;
    молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;
    надейтесь на Бога хотя бы столько, сколько надеетесь на людей; 
    просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;
    исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;
    благодарите Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!».

Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат Степан, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник. Господь да обрадует тебя».

Письмо 182 Милии Д., о самодостаточной вере.

Вы говорите, что верите в Бога и считаете, что этого достаточно. Но и бесы веруют, и трепещут, - говорит апостол Иаков. А Вам, человеку, надлежит иметь нечто большее, чем просто вера. Допустим, кто-то должен Вам пять предметов, а вернет только один, разве Вы не разгневаетесь? И Творец ждет от Вас пяти предметов, а Вы предлагаете только один. Вот эти пять предметов: вера в Бога; познание любви Божией; познание воли Божией; познание действия Божия; познание суда Божия.

Просто к вере Вы могли прийти, как язычник: созерцая природу, сделать вывод, что всякая тварь должна иметь Творца. Но все остальное без Христа и Его Евангелия пониманию язычника недоступно, ибо во Христе явилась любовь Божия к человеку.

Через Христа открылась человеку воля Божия, то есть то, что Господь ждет и хочет от людей. Христос явил действие Божие в мире и в жизни человека. Христос открыл и суд Божий делам человеческим, и то, как Он будет судить мир в конце времен.

Если Вы считаете, что довольно одной веры в Бога, я спрошу Вас: как Вы узнаете о том, что должно делать для спасения души? Евнух эфиопской царицы, уверовав во единого Бога, поспешил в Иерусалим, чтобы спросить апостола Филиппа, что ему нужно делать, чтобы спастись (см. Деян. 8, 26-39). А как же Вы узнаете, как Вам приблизиться к Тому, в Кого веруете? Что добро, а что зло? Как Вам утвердиться в добре, а как уберечься от зла? Как Вы узнаете, что Господь ждет от Вас и какую награду Вам готовит? Разве скажет Вам бессловесная природа, как молиться Богу и что просить у Него? Обо всем этом бесы не спрашивают, ибо не желают спасения.

А поскольку Вы хотите спастись, то должны спросить и узнать об истинной вере в истинного Бога и о том, что эта вера за собой влечет.

Следовательно, одной только веры недостаточно, и знать, что Сfпаситель мира принес людям и что хочет от них, необходимо. А если было бы достаточно только языка природы и только веры, тогда и приход Сына Божия в мир был бы не нужен, а Его крестные страдания бессмысленны. Поэтому, пока смерть не настигла Вас, поспешите облечь мертвый скелет своей веры в плоть и жизнь. Господь да поможет Вам!»


 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»