Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

МИССИОНЕРСКИЕ ПИСЬМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕРБСКОГО.
Ответы святителя на вопросы современности

Алексей Громов. Барнаульское благочиние.

Святитель Николай Сербский почти наш современник, он жил в 20 веке (1881-1956). Он почитается наравне со святым Саввой Сербским – самым почитаемым святым в Сербии.

В январе 1932 года в Сербии начал выходить журнал, который состоял из несколько страниц, под названием «Письма Миссионера». Журнал выходил в течение трех лет. В нем печатались ответы на письма и вопросы к епископу Охридскому и Жичскому Николаю (Сербскому).

За советом к нему обращались многие как глубоко верующие, так и образованная интеллигенция, утратившая связь с Богом и родной культурой. Писали и наши соотечественники, оказавшиеся в эмиграции. Ответы, которые всем давал святитель самые трогательные, исполненные любови к России и надеждой на восстановление в нашей стране православия (что и случилось спустя 70 лет). Писали рабочие и крестьяне, богословы и протестанты, богатые и обнищавшие. И для всех у святителя было свое слово, полное любви к Богу, проникавшее в самую суть вещей и очень глубоко в сердце. Его письма исполнены особой поэтичностью, одинаково воспринимаемы как простым человеком, так и образованным. Советы святителя Николая Сербского не сложны в исполнении, его обличения строги и тверды, но полны любви и жалости к обличаемому. И каждая строчка, каждое слово, каждая буква ведет, призывает вернуться к Богу, укрепиться в вере. Сила его слов потрясает: даже самые сложные места в Писании становятся после легки в понимании, вера становится понятней, а Бог - ближе.

Чем же актуальны его письма в наше время - спустя 70 лет. Для современного человека кажется, что 70 лет назад вроде и время другое и люди совсем другие были.

Но в наше время, как и во время святителя Николая, когда утрачивается истинная духовность и духовные ориентиры, современное общество в Христе утратило осознание Бога. Для большинства важно знать, что Он есть и все - этого для них достаточно. Верить в НЛО, барабашек, порчу, гуру легче. Такая вера не несет никакой ответственности, не требует любви, исполнения заповедей, жертвы. Она не препятствует стремлению к комфорту, богатству, власти, успеху. Современный человек постоянно ищет счастья, ищет и остается несчастным, добивается комфорта, власти и успеха – и остается одиноким. Ничто не может наполнить его, ничто не может осчастливить. Утратил человек истину и бьется во тьме, не находя покоя.

Святитель своими письмами показывает эту истину, подводит к ней.

Письмо 108 Степану Д., на вопрос о том, что нам делать, чтобы лучше жить.

Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: «Человек Божий, но не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?». Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: «И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:
    думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;
    бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;
    почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;
    молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;
    надейтесь на Бога хотя бы столько, сколько надеетесь на людей; 
    просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;
    исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;
    благодарите Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!».

Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат Степан, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник. Господь да обрадует тебя».

Письмо 182 Милии Д., о самодостаточной вере.

Вы говорите, что верите в Бога и считаете, что этого достаточно. Но и бесы веруют, и трепещут, - говорит апостол Иаков. А Вам, человеку, надлежит иметь нечто большее, чем просто вера. Допустим, кто-то должен Вам пять предметов, а вернет только один, разве Вы не разгневаетесь? И Творец ждет от Вас пяти предметов, а Вы предлагаете только один. Вот эти пять предметов: вера в Бога; познание любви Божией; познание воли Божией; познание действия Божия; познание суда Божия.

Просто к вере Вы могли прийти, как язычник: созерцая природу, сделать вывод, что всякая тварь должна иметь Творца. Но все остальное без Христа и Его Евангелия пониманию язычника недоступно, ибо во Христе явилась любовь Божия к человеку.

Через Христа открылась человеку воля Божия, то есть то, что Господь ждет и хочет от людей. Христос явил действие Божие в мире и в жизни человека. Христос открыл и суд Божий делам человеческим, и то, как Он будет судить мир в конце времен.

Если Вы считаете, что довольно одной веры в Бога, я спрошу Вас: как Вы узнаете о том, что должно делать для спасения души? Евнух эфиопской царицы, уверовав во единого Бога, поспешил в Иерусалим, чтобы спросить апостола Филиппа, что ему нужно делать, чтобы спастись (см. Деян. 8, 26-39). А как же Вы узнаете, как Вам приблизиться к Тому, в Кого веруете? Что добро, а что зло? Как Вам утвердиться в добре, а как уберечься от зла? Как Вы узнаете, что Господь ждет от Вас и какую награду Вам готовит? Разве скажет Вам бессловесная природа, как молиться Богу и что просить у Него? Обо всем этом бесы не спрашивают, ибо не желают спасения.

А поскольку Вы хотите спастись, то должны спросить и узнать об истинной вере в истинного Бога и о том, что эта вера за собой влечет.

Следовательно, одной только веры недостаточно, и знать, что Сfпаситель мира принес людям и что хочет от них, необходимо. А если было бы достаточно только языка природы и только веры, тогда и приход Сына Божия в мир был бы не нужен, а Его крестные страдания бессмысленны. Поэтому, пока смерть не настигла Вас, поспешите облечь мертвый скелет своей веры в плоть и жизнь. Господь да поможет Вам!»


 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»