Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

ПРАВОСЛАВИЕ И СПОРТ

Иоанн Ступишин. Горно-Алтайское благочиние.

Какова главная задача перед православным миссионером? Вспомним преподобного Макария Алтайского. Он за 14 лет окрестил около 700 человек. Но всю жизнь он сеял вокруг себя любовь, и эти посевы дали обильные всходы.

Важно создать у возможно большего числа людей мнение, убеждение в том, что Церковь – это хорошо. Что православные – это нормальные люди. Может быть даже более нормальные, чем все остальные. Что быть православным радостно. Что приход к вере сопровождается не потерями, а наоборот – приобретением.

И тогда не нужно будет «приводить человека в церковь», загонять его туда доводами и аргументами. Он сам придет к вере и сделает это прочно и осмысленно.

Ни для кого не секрет, что для среднего россиянина православный верующий ассоциируется с малопривлекательной личностью, обремененной нескончаемыми постами, длинными службами и бесконечными «нельзя». И плохо, если этот стереотип мы не сможем изменить.

Несомненно, каждый, учась в школе, высших и средних учебных заведениях чем-то увлекался. Это мог быть спорт, туризм, живопись, пение, игра на различных инструментах. Оказывается, что многие священнослужители, после рукоположения расстаются с любимым делом.

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре проходят турниры по рукопашному бою памяти В.И. Афонченко. В Архангельской епархии протоиерей Александр Коптев получил сертификат инструктора по рукопашному бою и «красный пояс». Кроме него в России еще два священнослужителя в Наро-Фоминске и Могилеве обучают своих прихожан рукопашному бою.

В Ярославской епархии священник Георгий – друг клуба байкеров – инициатор и участник Крестных ходов на мотоциклах, посвященных празднику Толгской иконы Божией Матери. Перед началом молитвенного шествия он благословляет байкеров, окропляет святой водой и совершает молебен.

В Курской области в селе Макаровка священник Серий проводит занятия по дзюдо с подростками. К нему ходят почти все макаровские дети: от 5 до 18 лет. Все мальчики, как один хотят быть похожими на батющку-дзюдоиста: «Просто быть такими добрыми, не курить, не пить, плохого ничего не делать».

И у нас в Майме есть опыт, когда церковный, православный человек, супруга священника Ксения Николаевна Балакина в течение четырех лет работала тренером молодежной волейбольной команды. Вот ее письмо, подготовленное к Съезду.

«Сразу оговорюсь, что в речь будет идти не о так называемом «большом спорте», который, на мой взгляд, безусловно, вреден и для физического и для духовного здоровья. Мое личное убеждение состоит в том, что спорт учит распоряжаться своим временем, воспитывает волю, укрепляет здоровье и в сложно подростковом возрасте направляет неуемную энергию «в мирно русло». Кстати сказать, в Бийском миссионерском катехизаторском училище физическому развитию воспитанников уделяется большое внимание.

Я не помню себя без занятий спортом, и 6 лет назад, когда подросли наши дети, встала проблема - в какой секции им заниматься.

Придя в сельский Центр детского творчества, узнала, что подходящей секции нет. Заведующая посетовала на проблему с кадрами и, между прочим, сказала, что 
    - Вы ведь тоже не пойдете руководить секцией. 
    - А почему вы так думаете?
    - спросила я, задетая тоном вопроса.
    - Так вам нельзя.
    - А почему нельзя?
    - Так вы же верующая, а верующим нельзя.

Короче говоря, я получила должность тренера секции волейбола с нагрузкой 8 часов в неделю. Возраст детей, пришедших на занятие, оказался от 14 до 17 лет. Никаких проблем с набором не было, меньше 20 детей на занятия не приходило. Так началась 4-х летняя эпопея под названием «матушка Ксения – тренер волейбольной команды»

Самая большая проблема, с которой пришлось столкнуться – ужасающая грубость детей по отношению друг к другу. «Дурак, баран, козел» - не самые плохие из тех выражений, которыми награждали друг друга учащиеся после незначительной ошибки в игре.

За полгода познакомилась с детьми поближе, познакомилась с родителями и классными руководителями, появились первые успехи на тренировках. Однако до идиллии было далеко. Однажды, после очередной тренировки, когда все изрядно переругались – поняла, что дальше так нельзя. Построила всех и сказала, что больше так не могу, что если они желают находиться в зоопарке среди баранов и козлов, они могут продолжать, а я подаю заявление об уходе, и, попрощавшись, ушла в тренерскую.

Через некоторое время зашел капитан команды и сказал: «Вы нас простите. Не уходите, пожалуйста, у нас уже сменилось 4 тренера. Вы – первая, кому хоть что-то было нужно». В этих словах сказано многое: подростки зачастую не видят в людях, занимающихся с ними горения, радости от работы и общения. А детей не обманешь

После этого случая особых дисциплинарных проблем у нас не было: старшие быстро навели порядок, и вскоре я уже радовалась, наблюдая, как они болеют друг за друга, вместе отмечают дни рождения, праздники. С самого начала я повторяла им фразу известного в прошлом тренера «Друг друга надо любить и беречь».

В определенный момент поняла, что моих знаний о волейболе (о мужском волейболе в частности) не хватает. Пришлось в Интернете разыскивать волейбольные сайты, скачивать оттуда методические пособия, видеоматериалы, книги, задавать вопросы на форумах.

За 4 года команда прошла путь от начинающей до районной сборной. На прошлых республиканских соревнованиях парни уверенно заняли 2 место, проиграв только Горному-Алтайску.

Так можно ли верующему человеку тренировать, например, волейбольную команду? В период тренерства я получила следующие миссионерские возможности, о которых и не мечтала за полтора десятка лет преподавания в Воскресной школе.

1. Возможность миссионерства во вне-церковной среде. Такую проповедь не сравнишь в беседой, например, в классе, когда дистанция учитель-ученик сохраняется. Здесь появляется возможность разговора, причем разговора неформального.

В момент приема на работу мне было строго сказано, чтобы «никакой религиозной пропаганды на занятиях быть не должно». Я с этим, естественно, согласилась. Но это не означало, что я не осеняла себя крестным знамением перед началом тренировок, перед трапезой и во время соревнований, перед поездкой на автобусе. В постные дни на сборах ограничивалась постной пищей. Все это не акцентировалось, не подчеркивалось, но вызывало у ребят интерес. И выливалось в интересные беседы. Например: трапеза на соревнованиях. День постный. Я ем картофель с капустой, а они – пельмени. Один, кстати его брат учился в Духовном училище, спрашивает:

    - А вот если мой брат приезжает к нам в постные дни, а мы его мясом кормим, они сильно согрешает, да? И зачем вообще себя голодом морить? - совершенно очевидно, что это вопрос о смысле поста.
    - Вот ты можешь пропустить тренировку и проваляться на диване?
    - Могу.
    - Это будет сильное преступление?
    - Нет. Но если увлечься, то форму спортивную потеряешь.
    - А все ли окружающие понимают, для чего ты целыми вечерами прыгаешь в спортзале, а не сидишь в подворотне или у компьютера?
    - Нет. Некоторые даже ненормальным считают»
    - Тоже самое и у христиан. Пост – это тренировка. И зачем она христианину посторонним понять трудно, но если часто «отлынивать», толку не буден никакого, как ты выразился, «форму потеряешь».

2. Широкие воспитательные возможности, например неформальные беседы о вреде спиртного, в частности пива, столь популярного в молодежной среде, табака, нецеломудренного образа жизни.

В определенный момент ПИВО стало проблемой и в нашей секции. Мамы стали при встречах говорить, что после тренировки ребята покупают «полторашку» пива для «отдыха и пополнения организма жидкостью и другими полезными элементами».

При нашем храме действует общество Трезволюбия, поэтому есть возможность регулярного знакомства с самыми интересными материалами на эту тему. Поэтому разговор получился следующий.

Когда после очередных соревнований заметила пиво в сумке, говорю: а вы знаете, что в пиве содержится большое количество эстрогенов – женских половых гормонов, следовательно, мужчина, употребляя пиво, становится мужчиной все меньше и меньше. Если еще учесть что большинство парней были с девушками, которые тут же заинтересовались данной темой, то от меня потребовали объяснений. Я предложила им вспомнить фигуру человека, много пьющего пиво и объяснила, что увеличенные молочные железы, жировые отложения на бедрах, увеличенный живот – признаки женского организма – работа эстрогенов. И вручила им соответственные листовки, которые я «совершенно случайно» почти месяц носила с собой.

Когда после бурно отмеченного Дня рождения именинник на тренировке был явно не в форме, продолжила. Он зашел после отлучки, было видно, что ему нехорошо.

    - А ты знаешь, что человек, пивший алкоголь накануне, утром мочится своими мозгами?
   - То есть как? - Очень просто. Когда спирт проходит по сосудам головного мозга, нейроны погибают, агглютинируют, склеиваются. Вот почему наутро болит голова и хочется пить. Вода вымывает мертвые нейроны и отправляет их в почки. После хорошей гулянки в унитаз отправляются пара-тройка миллионов клеток коры головного мозга. Желающие могут почитать на эту тему – у меня в тренерской есть материалы, а пока продолжим тренировку…

Не знаю, как это выглядит с точки зрения классической педагогики, но сработало все это довольно хорошо.

3. Довольно широкий круг лиц положительно оценивающих данную работу, а вместе с этим и более лояльных к православию (сами дети, родители, педагоги, директора школ и т. д.). Как результат в этом смысле отмечу, что в этом году в нашу сельскую Воскресную школу пришло более 30 человек взрослых (!). Среди них два тренера. Один из них – И.Т. Немцев – четырехкратный чемпион мира по гиревому спорту. На данный момент он тренирует более 200 человек, которые его очень любят и уважительно с любовью называют «батя». Второй – тренер по волейболу В.М. Архипов, ставший в октябре этого года Чемпионом России по полиатлону.

4. Возможность собственного роста и физического и духовного. Замечательная практика живого общения, которую не заменят десятки умных книг.

И еще: недавно поинтересовалась у парней, пишут ли они своему товарищу, ушедшему в армию, они мне с восторгом поведали следующее: «Мы на Новый год ездили в Новосибирск и заехали к Игорю в часть (он служит в 100 км от Новосибирска). А он как раз в госпиталь попал. Представляете, он лежит, а мы все заходим. Он чуть с кровати не упал – думал галлюцинация от высокой температуры». Я, глядя на их довольные физиономии, подумала, что если бы даже не было всех вышеперечисленных плюсов, а была бы только эта поездка к больному товарищу, то все равно эти 4 года я потратила не зря».

К. Балакина Церковь Святого Духа с. Майма


 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»