Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

В 200_ году - 5-е по счету - празднования Дней славянской письменности на Алтае длились два дня, 24-25 мая - и не только на базе АлтГТУ, но и на базе АлтГАКИ (круглый стол) и АлтГУ (выставки в галерее «UNIVERSUM»). В первый день, уже традиционно, участниками Крестного хода и Чтений стали воспитанники Барнаульской духовной семинарии (БДС), АлтГТУ, АлтГАКИ, учащиеся Барнаульской православной гимназии, студенты других вузов и учащиеся школ города.

После Крестного хода у часовни Святой Мученицы . Татианы в сослужении священников Владыка Максим отслужил молебен. Он также выразил ректору АГТУ В.В. Евстигнееву в связи с 70-летним юбилеем «самые искренние поздравления и самые добрые молитвенные пожелания пребывать в добром здравии, всяком благополучии в Ваших трудах на многая лета. Помощи Божией Вам и Вашим близким, дорогой Владимир Васильевич! Всяческого процветания Алтайскому техническому университету, который под Вашим мудрым управлением стал флагманом вузов региона». Преосвященнейший Максим благословил юбиляра архипастырским благословением и подарил ему Православную энциклопедию. В ответном слове В.В. Евстигнеев поблагодарил Владыку Максима за сотрудничество, за помощь в строительстве часовни Святой Мученицы Татианы и вручил хлеб-соль. Он также пообещал крепить сотрудничество с Православной Церковью. Кроме того, Архиерейскими благословенными грамотами был награжден ряд деятелей науки, культуры, здравоохранения, образования и средств массовой информации - «тех, кто разделяет с верою с Русской Православной Церковью заботу о сохранении, о процветании духовно-нравственного воспитания молодого поколения, в благословение за усердные труды во славу Святой Церкви». Грамоты были вручены Г.В. Королеву, председателю Комитета информационной политики г. Барнаула; М.И. Афанасьевой, председателю совета Алтайской краевой общественной организации по защите прав человека «Форпост»; В.В. Ковалеву, оператору телекомпании ТВ «ГОРОД»; Ю.В. Родновой, корреспонденту ИА «Наши новости»; ТН.Синкевич, фотокорреспонденту газеты «Вечерний Рубцовск»; Ю.В. Прострелко, главному редактору газеты "Тальменская жизнь"; Л.П. Саломатиной, редактору Тальменского пресс-центра; Е.В. Харченко, врачу поликлиники № 3 Железнодорожного района... Всего архиерейскими грамотами были отмечены 39 человек.

После молебна в одной из аудиторий главного корпуса АлтГТУ состоялись Пятые Кирилло-Мефодиевские Чтения. Открыл их Преосвященнейший Максим. По словам Владыки, «мы собрались сегодня в очередной раз, чтобы вспомнить о великих духовных подвигах и трудах святых просветителей, плодом которых явилось создание славянской азбуки, что на многие века определило духовно-нравственное развитие множества славянских народов». Это единственный праздник, который на столь высоком уровне отмечается совместно Церковью и государством. Отрадно, что в этом году наряду с техническим университетом активное участие в нем принимает и Алтайская академия культуры и искусств. Также пройдут выставки в галерее Алтайского государственного университета и в музее Епархиального управления. Нынешний праздник знаменателен еще и тем, что проходит сразу после исторического события - воссоединения единой Церкви, двух ее ветвей. На праздник Вознесение Господне был подписан акт, в котором была прекращена распря внутри Русской Православной Церкви, причиной которой стала Гражданская война после крушения Российской Империи. После Гражданской войны миллионы православных соотечественников покинули пределы России и рассеялись по многим государствам - попали в Китай, Сербию и т.д. Они обвиняли нас в сотрудничестве с безбожной властью. Долгие годы не было возможности молиться вместе, вести диалог. Сейчас такая возможность появилась. Полное понимание придет со временем, но то, что свершилось, - это знаковое историческое событие». Владыка пожелал всем нам богатства - духовного, нравственного, образовательного.

Доклад о житии равноапостольных Кирилла и Мефодия сделал воспитанник БДС Сергей Прохоров. По его словам, русский язык особенно обогатился, нет другого такого языка, в котором оставалось бы до сих пор столько элементов церковно-славянского языка, как русский язык. Наследие солунских братьев Кирилла и Мефодия прочно вошло в культуру русского народа. Благодаря святым братьям, русский народ с самого начала мог учиться православной вере на своем родном, понятном ему языке. Позднее Россия и сама стала распространять веру православную, в частности, среди алтайского народа, добровольно вошедшего в 1756 году в состав Российской империи. Докладчик подробно остановился на ставших достойными последователями великих миссионеров Кирилла и Мефодия представителях Алтайской Духовной Миссии (АДМ), основанной в 1830 году, когда в АДМ прибыл прп. Макарий Алтайский (Глухарев) - один из самых замечательных людей своей эпохи, подвижник, аскет, который Собором 2000 года причислен к лику святых. Он возглавлял миссию в течение 13 лет и 8 месяцев...

Кандидат философских наук, доцент АлтГТУ, и преподаватель семинарии В.Ю. Инговатов остановился на вопросе духовно-ценностной парадигмы русского языка. По его мнению, День славянской письменности объединяет людей с разными убеждениями, устремлениями в жизни. Говоря о логике праздника и его месте в истории России, В.Ю. Инговатов остановился на некоторых моментах. Этот праздник поднимает одну болезненную проблему нашей идентификации. Кто мы? откуда мы? куда идем? - эти вопросы неразрешимы вне контекста нашего языка. В течение тысячи лет после Крещения наш язык несет истинные представления и смыслы, которые не теряют своей значимости и для современного общества. В этом плане мы совсем не отличаемся от тех людей, которые жили тысячу лет назад. Этот праздник - торжество той линии, которая развивалась в течение тысячи лет, с другой стороны, это праздник, в котором скрываются все наши перспективы. Если у народа отнять его историческую память, он исчезает как единица жизни. Он превращается в массу людей. Хранить язык - это, в первую очередь, хранить самих себя. Люди остаются людьми, потому что у них есть нечто надэмпирическое, что позволяет человеку почувствовать себя человеком. Язык, речь, слово - это не просто вибрация воздуха и не просто осуществление коммуникаций. Язык несет в себе сакральное священное знание, которое утверждает в мире Бога. Наша задача - хранить эту память.

Священник Алексий Назаров выступил на тему «Из истории церковно-приходского образования в Барнаульском уезде Алтайского округа».

Раньше человек получал начально-церковное образование по церковным книгам - Псалтыри и Четьям-Минеям, а любимым чтением в семейном кругу были Библейские истории и Евангельские притчи. Образование заключалось не только в том, чтобы сообщить ребенку некую сумму знаний, а в первую очередь в том, чтобы воспитать человека, развить в нем духовные начала, дать толчок движению его духа. Сейчас образование направлено лишь на развитие умственных, способностей человека. Поэтому духовное образование может восполнить тот пробел в формировании человеческой личности, который оставляет светское образование. Потребность в образовании среди народа была очевидна. Дореволюционное образование состояло из школ 4-х разрядов: церковно-приходские школы (ЦПШ) относились к 4 разряду (начальная школа). Были образованы Указом императора Николая I в 1839 году. На Алтае образование этих школ в I половине XIX века шло очень медленно по причине малолюдности. Во II половине XIX века развитие этих школ шло поэтапно. Были учреждены 2 типа этих школ: одноклассные (обучали молитве, священной истории и краткому катехизису, церковному пению, чтению церковной и гражданской печати, письму и начальной арифметике) и двухклассные (плюс история Отечества и история Церкви). В начале XX века срок обучения в церковно-приходских школах увеличился в одноклассных до 3 лет, а в двуклассных - до 5 лет. В 1887-1889 гг. было выделено 30 тысяч рублей развитие школ по всей Томской губернии. Это явилось значительным фактором развития церковно-приходских школ. В Барнаульском уезде за два года число этих школ увеличилось более чем в два раза - с 12 до 26 школ. В 1904 году церковно-приходских школ было уже 116, в 1910 г. - 210, а в 1916 г. - 258. Духовное ведомство стремилось улучшить положение церковно-приходских школ. Учебные программы ЦПШ соответствовали программам начальных народных училищ. Среди преподавателей были священники, церковнослужители и даже светские лица. За свои труды учителя получали жалованье в год от 60 до 300 рублей - в зависимости от возможности прихода. Некоторые, в основном, люди духовного звания, учили безвозмездно.

В Барнауле в начале XX века было 6 школ: Соборная при храме Петра и Павла, Богородская, Знаменская, две Покровские и одна при благотворительном обществе. Все они имели собственные здания, библиотеки. При некоторых располагались квартиры для учителей. В 1915 году добавилось еще одна - при Знаменском соборе. В 1916 году на Алтайский округ приходилось 547 ЦПШ. Из них 258 - на долю Барнаульского уезда. В 1917 году Временное правительство упразднило этот тип школ, а все имущество было национализировано. Так закончилась история начального общедоступного образования в нашей стране. Многие купцы, дворяне, мещане, крестьяне жертвовали на школы. Но больше всех жертвовало духовенство - своими титаническими трудами - по организации, открытию, содержанию и преподаванию. В отдельные периоды дореволюционной эпохи до половины всех учащихся в стране постигали азы грамотности именно в церковно-приходских школах.

По словам ведущего иерея Константина Метельницкого, тем, чем занималась церковь в конце XIX - начале XX века, она занимается и сейчас, в начале XXI века. При каждом нашем храме существуют воскресные школы, их становится все больше.

Евгения Павловна Цепенникова, доцент кафедры рекламы и культурологии «Православная антропология», также постоянный участник. Она посвятила свое выступление светлой памяти Александра Федоровича Управителева, доктора философских наук, недавно умершего. Давно, лет 16 назад, пришел читать сотрудникам Музея истории литературы, истории и культуры Алтая лекции по истории русской философии совсем молодой Саша Управителев, только что получивший кандидатскую степень. Время было страшное: рушилось все. Было страшно смотреть, во что превращается то, что было единой, могучей нерушимой советской страной. Он говорил о том, что важно понять каждому из нас. Он сказал нам: смысл жизни в том, чтобы не делать зла, противостоять ему. Если каждый из нас поймет этот высокий смысл, то он уже не отступит от него, говорил он. Это поможет тебе выстоять, говорил он, обращаясь к каждому из нас. А главное, говорил он, для каждого из нас - это оправдать Бога за существующее в мире зло. Какова высшая цель педагогики? Набить человека знаниями? Нет. Высшая цель педагогики - воспитать личность. А как ее воспитывать, если мы не знаем, что такое личность. Тем более, что самая острая проблема современности не экологическая, а распад личности, отчуждение человека от самого себя, от своих базовых, исконных черт. Вот одно из определений: «Личность - персона, то есть «маска» - совокупность ролей, которые играет человек в обществе». При нашем плюрализме можно выбрать себе любой взгляд на личность - структуралистский, функциональный, лингвистический, рационалистический, описательный... Человека определяют как существо общественное,., природное,., играющее,., эротическое. В лучшем случае - человек разумный. И всегда: человек - раб, несвободен. Воспитанный в таких представлениях человек отвечает нам: «А что я могу? Виноваты обстоятельства. ..» Эта губительная позиция, которая снимает с человека ответственность за все происходящее.

Православная антропология рассматривает сущность человека совершенно иначе. На протяжении многих веков единая, святая, соборная и апостольская Церковь утверждает, что человек - это образ и подобие Божие. В нем таинственно сочетается мир дольний и мир горний, тело, душа и дух. Отношения в этой триаде сложные, иерархически выстроенные. Верховным является дух. «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеет же Троическим единством священнотайне...». Человек наделен дарами Святого Духа: разумом, талантами, совестью и главным даром - любовью. Назначение человеческой жизни - не растратить эти таланты, а собирать их, приумножать. Стяжать благодать Духа Святого. Преодолеть свою греховность. Соединиться с Богом. Личность есть свобода от греха. Личность не смешивается с миром, не размазывается по нему. Личное - то, что не тождественно другим. Личность - субъект, в бесконечной субъективности которого скрыта тайна существования. Это не биологическая и психологическая категория, но категория этическая. Бог - это гарантия свободы личности от порабощения власти природы, власти общества, власти греха, власти зла и объективных обстоятельств. Отношение Бога и личности - это возрастание. И свобода здесь - это не вседозволенность, а тяжелый труд. Таким должно стать понимание личности у наших студентов. И это будет позиция высокой ответственности - за каждое свое слово, за каждый взгляд, за каждый поступок, за каждую мысль.

Евгений Демидов, студент 4-го курса БПДС, выступил с докладом на тему «Из истории Бийского катехизаторского училища». Главной целью училища являлось приготовление инородческих алтайских детей к миссионерскому служению и в духовное звание. Училище было открыто в 1866 году в селе Улала (сейчас г. Горно-Алтайск) - главном миссионерском стане Горного Алтая. В 1883 году, когда центром миссии стал г.Бийск и именно сюда начальник миссии перенес свою резиденцию из Улалы, по желанию епископа Владимира при деятельном участии архимандрита Макария (Невского) - заведующего Улалинским училищем, последнее также было перенесено в г. Бийск. Учебное заведение стало называться Бийским Миссионерским катехизаторским училищем. Официальный статус училище получило 27 марта 1890 года. Постепенно с увеличением численности учащихся и преподавательского состава росли и дотации св. Синода. По статистическим данным в 1914-м году они составляли 12329 рублей 70 копеек. В начале XX века ежегодные поступления денежных средств составляли уже 20 тысяч рублей.

В программу первого класса входили русский и славянский языки, Священная история, рисование, арифметика, чистописание, география и пение. Такие же предметы изучались во втором классе. В третьем классе изучались такие предметы, как церковный устав, Священное Писание, гражданская история, катехизис, русский и славянский языки, пение. Большая часть предметов, изучавшихся в четвертом классе, относилась к предметам христианского обучения. Это были следующие предметы: русский и славянский языки, катехизис, Священное Писание, церковная история, пение, гражданская история, геометрия. В пятом классе начиналось изучение специальных предметов. В этом классе учащиеся проходили дидактику, церковный устав, церковную историю, историю старообрядческого раскола, пение, гражданскую историю, словесность, физику. Что касается дидактики, то она подразумевала изучение различных методик преподавания в начальных школах основ педагогики и психологии. В шестом классе продолжалось изучение специальных предметов, необходимых для подготовки как учителей, так и миссионеров. Программу выпускного класса составляли: Священное Писание, церковная история, история и обличение старообрядческого раскола, дидактика, гигиена и гомилетика. На уроках гигиены учащиеся знакомились со строением человеческого тела, учились оказывать первую медицинскую помощь и распознавать симптомы некоторых инфекционных заболеваний. Согласно «Школьным листкам», к концу XIX века, выпускники училища работали учителями не только в Алтайской миссии, но и всей Томской епархии.

Таким образом, Бийское катехизаторское училище готовило квалифицированных специалистов. Выпускники училища везде пользовались большим уважением и авторитетом, где бы они ни трудились.

Очень интересным было также выступление Л.И. Садовой, председателя профкома студентов АлтГТУ, на тему «Основы истинного созерцания. Значение паломнических поездок». Лариса Ивановна - регулярный участник Крестных ходов и Чтений.

Как прийти к гармонии? Она читала литературу, изучала психологию, но спокойствия не обретала. Так в поисках пришла к православию. Однако моментом истины для нее стала поездка в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где она побывала благодаря Епархиальному паломническому центру. Паломников поразило величие храма. В духовной литературе есть слово «благодать». Но понять, что это такое, можно только на своем опыте. «От восторга сердце у нас просто выскакивало». Там паломники впервые узнали, что есть 4 удела у Царицы Небесной, которыми управляет Божия Матерь (Иверия, Афон, Киево-Печерская Лавра и Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь). «Мы засыпали с улыбкой, мы просыпались с улыбкой». Когда паломники поклонялись мощам батюшки Серафима, было ощущение, что «ты вернулся к истокам, к отцу родному». Даже неподготовленный человек там получит ту меру, которую он сможет поднять. «И когда идешь по Канавке, осознаешь, что Русь-то живет, приходит в покаянию! Ты понимаешь, что Россия будет жить, что ее ждет процветание!»

Елена Михайловна Кондрашова, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии АлтГТУ, выступила на тему «Иоанн Златоуст - учитель милосердия». Она подчеркнула, что благодаря равноапостольным Кириллу и Мефодию на Русь пришли творения святых отцов, великих учителей Вселенского Православия, таких как Иоанн Златоуст, которые учили нас быть выше, добрее и чище.

В заключение Чтений выступил Владыка Максим. Он высоко оценил большинство докладов, отметив, что они «воспринимались с интересом». «Особенно приятно, что присутствует молодежь. Это воодушевляет нас на дальнейшее сотрудничество с техническим университетом». Его Преосвященство отметил плодотворные связи Православной Церкви с такими сферами как медицина, армия, тюрьмы, а вот в образовательных структурах, в Министерстве образования и науки и в отдельных регионах до сих пор сохраняется в качестве господствующей атеистическая позиция. Приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы сдвинуть что-то в этом направлении. «Иногда складывается впечатление, что мы инопланетяне, говорим с ними на разных языках. Недавно был круглый стол с участием представителей средних, высших и начальных школ, общественных У организаций, других структур общества. Все были единодушны. .. единственный, кто остался недоволен этим единодушием - представитель краевой структуры по образованию г-н Красилов. Поэтому инициативу по введению предмета «Основы православной культуры» стала проявлять Русская Православная Церковь - предмета не религиоведческого, а культурологического. При этом мы столкнулись с очень большой оппозицией, в том числе в СМИ. Стали говорить и писать, что мы, якобы, хотим ввести Закон Божий, загнать палкой людей в храм. Им удалось оттолкнуть часть людей от эти благих начинаний. Тем не менее, в ряде регионов успешно идет просветительская работа. В АлтГУ 10 лет назад было открыто направление «Теология», но, к сожалению, постепенно оно стало преобразовываться в «Религиоведение». Что такое «религиовед»? Это "специалист, который, якобы, знает все " религии, а на самом деле никакие религии не знает. Зачем из детей делать компьютер? Предмет «Религиоведение» предлагают вести с 1 по 11 классы. Преподавать все триста религий. Это абсурд. Идет борьба против нашей родной культуры, русской культуры, которая по своей сути православна. Когда на Рождественских Чтениях в Кремлевском дворце съездов выступает министр образования А. Фурсенко перед многотысячной аудиторией, ему не дают слова сказать, топают ногами и всячески протестуют против выбранной им позиции. А там сидит Патриарх, маршалы, генералы, ученые - цвет российской нации. Вот такая идет борьба. Сегодняшний день - небольшой кирпичик в фундамент возрождения нашей культуры, возвращение в нашим корням и истокам.

Владимир КЛИМЕНКО

P.S. Традиционные Пятые Кирилло-Мефодьевские| Чтения готовили преподаватели гуманитарных кафедр технического университета им. И.И. Ползунова. «Круглый стол» готовили: от академии искусств - Г.И. Витовтова, заведующая кафедрой музееведения АлтГАКИ. От Барнаульской и Алтайской Епархии Чтения и «Круглый стол» готовил отдел образования и катехизации (председатель отдела - иерей Константин Метельницкий).


 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»