Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

Рождественское послание 2009 г.

Рождественское послание Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского,
боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Барнаульско-Алтайской епархии.

Днесь вся тварь веселится и радуется,
яко Христос родися от Девы-Отроковицы.
(припев на 9 песни канона).

Возлюбленные во Христе досточтимые отцы, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне!

В нынешний великий день воспоминает Святая Церковь таинственное и непостижимое событие, перед которым все другие события в истории мира совершенно незначительны, - Рождество Предвечного Сына Божия в человеческой плоти от Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии. Вертеп, в котором произошло это глубокое таинство, стал поистине Небом, ибо в нем явился Бог. Малые ясли, из которых кормились животные, вместили Невместимого всей Вселенной Бога. А ныне видим Предвечного Сына Божия почивающим на лоне и на руках Своей Пречистой Приснодевственной земной Матери, Которая теперь поистине именуется Престолом Херувимским. Падем же ниц пред вифлеемским вертепом, в котором благоволил явиться миру в самой убогой обстановке Царь Небесный в образе Богочеловека. Нам непостижимо такое безмерное смирение и презрение ко всякой мирской славе ныне родившегося Господа Иисуса Христа.

В ожидании праздника сердце человека переполнено торжественной радостью, так что в нем уже нет места для обыденных земных забот. Вселенная и звезды, люди на земле и ангелы на Небе величают и воспевают сегодня Рождество Господа нашего Иисуса Христа, принесшего нам надежду на спасение.

Более двух тысяч лет назад, с рождением Богомладенца, для человечества началась новая эра – христианство. Христос послан Отцом Небесным и слова Его суть слова Пославшего Его. Божественный Учитель хочет привлечь Своих ближе к Себе, вдохнуть в них решимость следовать Ему и учению Его, ибо в этом их жизнь и спасение. В ту меру, в какую последовавшие уверуют в Него, поймут, что в Нем средоточие их жизни, все остальное представится им второстепенным и легко переносимым. По мере того как человек, через Христа открыв в Боге своего Отца, будет заботиться о вхождении в Царствие Его, начнет открываться ему иное бытие в той же жизни, возникнет новый порядок вещей, в котором «все содействует ко благу» (Рим. 8, 28).

Жизнь учеников будет преисполнена опасностей, преследований и лишений. Но пусть они помнят, что и «волосы на голове их сочтены», то есть, что существует Промысел Божий о них, и тогда они не будут бояться даже «убивающих тело», ибо души их будут в безопасности, охраненные верою во Христа и, следовательно, уже имеющие в себе жизнь вечную. Господь хочет освободить людей от земных привязанностей. По примеру Господа Иисуса Христа церковное Предание отказывается «делить» между людьми, то есть выработать и установить принцип справедливого распределения земных благ.

Церковь все возводит к одному наивысшему «принципу» - любви, и от него все производит. Совершенная Любовь – Святая Троица. Людям, созданным по образу и подобию Божию, задано уподобление Ей, по отношению друг ко другу, в единении в любви. Каждая личность раскрывает и утверждает себя через отношение к другим. Св. Иоанн Златоуст, который очень много говорил о богатых и бедных, очень не любил «холодных» слов «мое», «твое». «В то время, когда Бог отовсюду собирает нас, замечает Златоуст, мы стараемся отделиться друг от друга, стараемся присвоить себе те или иные вещи, произнося слова «мое», «твое» (Том. 12). Эти жестокие, холодные слова «мое», «твое» и производят бесчисленные войны во Вселенной». «Все богатства приобретены неправедно или суть наследие несправедливости».

Св. Василий Великий добавляет: «чем больше изобилие твоих богатств, тем больше твой недостаток любви» (Том. 7). В стремлении к собственности – источник неравенства. Можно сказать, что св. Иоанн Златоуст и другие отцы решительно высказываются за «обобществление» имуществ, но их призывы обращены к свободной воле владеющих. Отказ от своего и раздача своего другим должно быть выражением любящего самоотречения. Цель христианского обобществления нравственная, а не социальная. Оно должно быть следствием высокого состояния души, плодом живущего любовию сердца. Царица христианских добродетелей – любовь.

Можно раздать все имения и не иметь любви (1 Кор. 13). Бедность сама по себе не приближает ни к любви, ни к святости, в особенности если она завистлива и недобровольна. Учителя Церкви не дают решения этого вечного в жизни мира вопроса. Они не устанавливают никакой нормы, ибо любовь, а значит и христианство, не нормативны. Они лишь указывают направление в сторону беспредельного христианского милосердия. Любовь, которая «не ищет своего», должна научить христианина довольствоваться немногим, самоограничивая себя, утесняя себя во всем, и в то же время никогда не оставаться безучастным к бедности, несчастности и «тесноте» других. Легко возразить на все это: одними призывами к доброделанию и милосердию нужды не уничтожишь, человека не изменишь. Увы, по слову Господа, «нищих всегда имеете с собою» (Ин. 12, 8)… и значит, корыстолюбцев тоже. Но и все многочисленные в истории принудительные попытки водворения справедливости не преобразили человека и мир, не содействовали умножению любви. Только любовью побеждается вражда и ненависть. Только она еще сдерживает страшные силы, стремящиеся к взаимоистреблению.

Царство совершенной любви – Царство будущего века. Но посильное устремление и приближение к нему еще здесь, в земных условиях, и есть путь истинной жизни и крестоношения. «Христиане ни местопребыванием, ни языком, ни обычаями не отличаются от прочих людей, живя в разных государствах и городах, как кому пришлось; во внешних приемах, в одежде, в обхождении и прочем образе жизни они ведут себя как и все, но вместе с тем обнаруживают чудное и поистине удивительное устроение своего общества… Они живут во плоти, но не по плоти; находясь на земле, они тем не менее состоят гражданами небесными. Они повинуются установленным законам и своею жизнью стоят выше этих законов. Они любят всех и от всех терпят преследование. Их не знают, но осуждают; их умерщвляют, но они живы. Они бедны, но многих обогащают… они всего лишаются, и всем изобилуют… их проклинают и они благословляют… Душа обитает в теле, но не телесна; так и христиане, живут в мире, но не принадлежат к миру» (из «Послания к Диогету», памятника II-III века).

Наступающий год – год ряда важных юбилеев в нашей Епархии. Мы будем отмечать 150-летие Храма Знаменской иконы Божией Матери, на территории которого разместилась женская обитель. Здесь совершал свое исповедническое служение архиепископ Иаков Барнаульский, канонизированный в лике новомучеников Российских. По нашему благословению уже завершается возведение нового келейного корпуса, и начинаются работы по восстановлению куполов и колокольни Знаменского храма. Мы молимся, чтобы Господь благословил это начинание и уже в скором будущем золотые купола вновь засияют над этим Божьим Храмом.

В предстоящем году нам предстоит отмечать 140-летие со дня основания первого духовного учебного заведения на Алтае – Барнаульского Духовного Училища, по решению Священного Синода преобразованного в 2006 г. в Семинарию. Дай Бог, чтобы больше и больше было молодых людей, готовых посвятить себя подвигу служения в Церкви, чтобы стены духовных школ все более пополнялись воспитанниками. Отрадным явлением уходящего года является открытие при Духовной Семинарии пансионата для детей школьного возраста. Верим и надеемся, что жизнь в стенах духовной школы благотворно скажется на детских душах.

В эти светлые радостные Рождественские дни я желаю вам, дорогие отцы, братья и сестры, мира и любви от Господа нашего Иисуса Христа. Желаю, чтобы мир Божий неотступно пребывал в ваших семьях и ваших душах. Будем единомысленно пребывать в молитвах и благодарениях Богу, посещая наши храмы и оказывая посильную помощь тем нашим братьям и сестрам, кто попал в беду или нуждается в нашей поддержке, в нашем терпении.

Когда-то древние мудрецы с Востока, как повествует нам евангелист Матфей, «…войдя в Вифлеемскую пещеру, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2,11). А мы, возлюбленные братья и сестры, духовными очами узрев величие Рождества Господня, принесем Ему в дар мир, милость и любовь своих сердец!

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!».

ЕПИСКОП БАРНАУЛЬСКИЙ И АЛТАЙСКИЙ РЕКТОР БАРНАУЛЬСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
Рождество Христово 2008/2009 год град Барнаул


 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»