Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАКСИМА, ЕПИСКОПА БАРНАУЛЬСКОГО И АЛТАЙСКОГО УЧАСТНИКАМ СЕМИНАРА «РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

15 февраля 2006 года

Достопочтимые братья и сестры, дорогие участники семинара, уважаемые гости!

Промыслительно, что сегодняшний семинар начинает работать в праздник Сретения Господня. Ведь мы тоже собрались здесь, чтобы встретиться, встретиться и трудиться сообща: священнослужителям - целителям душ и врачам – телесным целителям. Мы находимся в Краевой клинической больнице – флагмане нашей Алтайской медицины. И позвольте сказать слова благодарности и восхищение к её врачам и медработникам, которые равно относятся и ко всем «людям в белых халатах», всех учреждений здравоохранения. Ведь они эти люди каждодневно стоят на пути у смерти, преграждая дорогу болезням, облегчая участь страждущих. Работа медика одна из самых нужных, древних и необходимых.

Это нелегкий, но благородный труд. Евангельская заповедь учит: «Возлюби ближнего своего паче самого себя», а значит врачи, исцеляя многих и многих из нас ценой своих тяжких трудов, забывая о своих бедах и немощах любят ближнего той братской любовью, какую заповедал нам Спаситель.

Дела священников, смиренных служителей Церкви очень похожи: медики врачуют тело – священники души людей. Есть тысячи тысяч примеров, когда успешные врачи были активными прихожанами, соработниками Церкви, вспомним хотя бы Пирогова. Есть примеры, когда Архиепископ был замечательным хирургом, профессором медицины. Это Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), да ведь и апостол Евангелист Лука был по Священному Преданию врачом.

Немал вклад Православия в развитие отечественной медицины и отрадно, что в последние годы во многих российских больницах появились молельные комнаты, часовни и даже храмы, слава Богу, священника сейчас свободно встретишь в любой лечебнице - налицо плодотворная совместная работа на благо больных. Улучшению качества этой совместной деятельности на благо всего Общества, углублению её поиском новым методом работы и посвящена наша встреча на этом семинаре. С Богом!

ДОКЛАД

АРХИЕПИСКОП ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ) – ВЕЛИКИЙ ХИРУРГ

В своем коротком докладе мне хочется осветить, очень кратко, понятно, основные вехи деятельности знаменитого деятеля медицинской науки России ΧΧ века архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Этот замечательный святоч Русской Православной Церкви, который почитается как святой в Крыму, где он проходил епископское служение в последние десятилетия его жизни, был и выдающимся медиком. Один этот пример показывает, что сотрудничество православия и медицинской науки может и должно быть плодотворным. А ведь, именно этой теме посвящена как нынешнее, весьма представительная встреча. Ведь здесь находятся и те, кто сейчас налаживает плодотворные совместные связи – священники и медицинские работники и те, кому суждено трудиться рука об руку на пользу общества в будущем – студенты и учащиеся духовных школ.

Главный герой моего краткого доклада – святитель Лука (Войно-Ясенецкий) родился в 1877г. в Керчи в знатной, но бедной семье. Способный юноша имел многие таланты и всегда мечтал помогать людям, поступать в духе евангельских истин. В 1903г. Валентин Войно-Ясенецкий успешно окончил медицинский факультет Киевского университета тогда носившая имя святого князя Владимира. Вскоре он уже хирург в отряде Красного Креста на русско-японской войне. Много оперирует раненых на костях, суставах и черепе. Про войну недаром говорят, что она – хирургическая эпидемия. Оперируя и наблюдая больных, молодой хирург оттачивал свой данный от Господа талант врачевателя.

По окончании боев семья Войно-Ясенецких живет в ряде городов Симбирской и Курской губернии, не стремясь в столицы империи, а, желая врачевать простых людей. Так что Войно-Ясенецкий близок нам друзья, он наш коллега – провинциальный врач, на наших держится медицина российская. Кстати, в течение всей жизни, облегчая положение страждущих спасая тысячи больных Войно-Ясенецкий стал одним из самых лучших хирургов и диагностов страны, именно в провинции и даже не в больших городах. Замечательные специалисты вырастают везде, а не только в столицах. Например, когда Войно-Ясенецкий работал, в 10 -х годах ΧΧ века в селе (!) Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, то слава о замечательном хирурге быстро распространилась так далеко, что у порога этой сельской больницы выстраивались страждущие не только из близлежащих мест, но даже из соседней губернии (по нынешнему из других областей). Особенно запомнился трогательный случай с одним молодым нищим, слепым, которому доктор вернул зрение в результате очень сложной операции. Прозревший собрал слепцов со всей округи, и они длинной вереницей выстроились перед больницей в ожидании врачебной помощи. Всю жизнь для врача Войно-Ясенецкого, жившего по заветам Христа, все пациенты, были равны и самое высокое положение в обществе, не давало каких-либо преимуществ лечения. Он одинаково доброжелательно и внимательно осматривал и лечил, как простого крестьянина из сибирской деревни и видного чиновника. Не отказывая в помощи, но неизменно строго доктор относился лишь к воинствующим безбожникам, болезни которых считал карой Божией за их грехи противления.

Накопив громадный опыт операций, молодой хирург берется за работу над диссертацией, чтобы его наблюдения стали основой спасения жизней больных для других врачей. Тогда нередки, были случаи тяжелых осложнений после общего наркоза, и Войно-Ясенецкий стал искать новые пути в анестезии. Труды тогдашних ученых, какие он усиленно изучал, стали для него источником вдохновения и толчком к собственным разработкам, особенно в области регионарной анестезии. Кстати, работая над диссертацией, провинциальный врач изучил французский язык (немецкий знал уже) и проштудировал более 500 работ только иностранных специалистов!

В 1915 г. в Петрограде вышла книга «Регионарная анестезия» блестяще иллюстрированная автором, в которой он обобщил и результаты исследований, и свой богатейший хирургический опыт. Именно Войно-Ясенецкий разработал методику нынешней местной анестезии, в основу которой легла глубоко рациональная идея прервать проводимость тех нервов, по которым передается болевая чувствительность из области, подлежащей операции. Это спасло жизнь сотен тысяч больных, какие не смогли бы вынести общей анестезии. Став доктором медицины, Войно-Ясенецкий вернулся к практической хирургии, трудясь сначала в селе Романовка Саратовской губернии, а затем в городке Переяславль-Залесский. Здесь он одним из первых в России делал сложнейшие операции на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, и даже на сердце и мозге. Прекрасно, владея техникой глазных операций, он многим слепым возвращал поле Божией, зрение. В Переяславле Войно-Ясенецкий задумал изложить опыт работы в книге «Очерки гнойной хирургии». Был составлен план, и вдруг ему явилась мысль: «когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

В марте 1917 г. Войно-Ясенецкий с женой и детьми переезжает в Ташкент. Шла гражданская война, страждущих было особенно много, а дома угасала от туберкулеза жена.

Чуждающийся всякого участия в братоубийственной войне Войно-Ясенецкий не избежал испытаний: клевета нерадивого подчиненного едва не стоила ему жизни как мнимому контрреволюционеру. Это подкосило жену, умершую в 38 лет, оставив Войно-Ясенецкого безутешным вдовцом с 3-мя детьми.

По смерти жены Войно-Ясенецкий нашел, кто будет помогать ему в бытовой заботе о детях, сам же полностью посвятил себя работе и Церкви. Он всегда был активным прихожанином, куда бы ни забрасывала его жизнь, прекрасно знал службы, много читал из богословской литературы.

Глубоко веря, что Промысел Божий сказывается в обстоятельствах профессор, доктор медицины Войно-Ясенецкий по совету Епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия (Пустынского) в начале 1921г. становится священником. И это в то время, когда мутная волна воинствующего безбожия затопила страну, множество епископов и священников кровью своей, засвидетельствовали свою веру во Христа. И в это страшное время репрессий против веры врач, профессор Войно-Ясенецкий принимает сан священнослужителя. 2 года он был священником, не прекращая врачебной практики и к тому став одним из инициаторов открытия в Ташкенте университета. На первом научном съезде врачей Туркестана в 1922г. Войно-Ясенецкий выступил с 4-мя докладами, будучи священником, он продолжал деятельность профессора медицины и читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии в рясе и с крестом на груди. Оставаясь главврачом Ташкентской горбольницы, служил по воскресеньям в соборе, а после вечерни вел долгие беседы на богословские темы, боролся против вероотступников и безбожников, делая это публично на диспутах. В экстремальных условиях борьбы с раскольниками отец Валентин Войно-Ясенецкий был избран туркестанским духовенством и мирянами на вдовствующую Ташкентскую кафедру. Он был пострижен в монашество с именем Луки в честь евангелиста и апостола Луки бывшим по преданию и врачом.

В мае 1923г. Лука (Войно-Ясенецкий) был рукоположен в сан Епископа. Как верный Патриарху Тихону Епископ Лука вскоре же был ложно обвинен и арестован. Святителя Луку сослали в Енисейск и он тут же стал оперировать, больные окрестных мест сразу же хлынули к знаменитому хирургу. Список больных был составлен на 3 месяца вперед, ведь епископ работал бесплатно. В ответ на благодарности Преосвященный Лука всегда говорил: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему». Тысячи людей спасены им тогда в Енисейске. Раздраженные любовью народа власти сослали Войно-Ясенецкий еще дальше, в Туруханск. Но и с приездом туда врач всегда остающийся врачом продолжал оперировать, причем в любой операционной у Епископа Луки стояла икона с теплившейся перед ней лампадкой, и где бы ни жил он, жизнь местных храмов «била ключом».

Закончилась вторая ссылка в 1926г. Войно-Ясенецкий возвращается в Ташкент, но уже в 1931г. вновь по несправедливому обвинению, он был арестован и сослан, теперь в Архангельск. И опять епископ-врач трудится, не покладая рук, оперируя и занимаясь методикой излечения гнойных ран.

Осенью 1934г. вышла в свет монография «Очерки гнойной хирургии» оказавшей неоценимую помощь российским врачам в их работе по спасению больных. А святитель Лука оперирует в Ташкенте, руководя отделением института неотложной помощи. Кстати, дети святителя тоже стали врачами и очень достойными специалистами и людьми.

В тяжелый 1937г. Епископ Лука вновь арестован, отлучен от священнослужения и целительской деятельности. Он сослан в Сибирь в Красноярский край, хирург с мировым именем работает в районной больнице, что называется, за белье и питание. Но когда началась Великая Отечественная война епископ Лука не остался в стороне, не таил обиду. В 64 года он сам предложил свой опыт, знания и мастерство для лечения раненых воинов. Он назначается главным хирургом эвагоспиталя и консультантом всех госпиталей края.

Приезжавший с инспекторской проверкой профессор Приоров отмечал, что нигде он не видел таких блестящих результатов лечения инфекционных ранений суставов. Это было официальное признание беззаветного труда Преосвященного Луки на благо ближнего, сами же раненые оценили это намного раньше.

В 1942г. оставаясь хирургом, Владыка Лука в сане архиепископа назначен Правящим архиереем Красноярской кафедры. Он добивается больших успехов, открывая закрытые приходы и ведь по-прежнему ежедневно возвращая в строй защитников Родины, трудясь в госпитале.

В конце 1943г. опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии столь нужное практикующее в условиях войны врачам. А уже в 1944г. архиепископ-хирург выпускает труд «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов», ставшая настольной книгой для фронтовых и госпитальных докторов. За эти 2 труда Владыке Луке была присуждена Сталинская премия 1-й степени, из 200 тысяч рублей этой премии 130 тысяч епископ Лука (Войно-Ясенецкий) перечислил в помощь детям, пострадавшим от войны.

Слава архиепископа-хирурга растет, о нём пишут в Англии и США.

В феврале 1944г. Войно-Ясенецкий приступает к работе над монографией «О течении хронической эмпиемы и хондратах». А ведь в то же время 67- летний Владыка работал по 8-10 часов в сутки, делая 4-5 самых сложных операций ежедневно!

Все это: 3 книги по практической хирургии, тысячи спасенных воинов были вкладом архипастыря-врача в дело Победы нашего народа над фашизмом Воистину неоценим этот вклад.

По окончании войны Владыка Лука получил назначение на Крымскую кафедру. Прибыв туда, он сразу обратился в госпиталь с предложением помогать врачеванию. Лишь через 1,5 месяца, разрешение было получено, и он стал оперировать, консультировать врачей. Вскоре ему запретили, ведь Владыка везде появлялся в одеянии архипастыря, требовал, чтобы в операционной была икона. Пока, шла война, с этим мирились, потом – нет.

Но, управляя епархией, святитель-хирург продолжал врачебную практику у себя дома, ведя бесплатный приём ежедневно, кроме праздничных дней. Много больных стекалось к нему, тысячи он исцелил.

Как видим врачебное служение архиепископа-хирурга Преосвященного Луки (Войно-Ясенецкого) было многогранным и чрезвычайно плодотворным. Он смог совмещать служение и Святой Церкви и больным. Пусть жизненный путь его станет примером для всех нас в совместной, плодотворной работе Церкви и Медицины на благо общества.

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»