Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАКСИМА ЕПИСКОПА БАРНАУЛЬСКОГО И АЛТАЙСКОГО НА ЕПАРХИАЛЬНОМ СОБРАНИИ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН ЕПАРХИИ 22 МАРТА 2006 ГОДА

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Подходит к концу еще один год благости Божией, дарованной каждому из нас и всей Полноте нашей Святой Церкви в мимошедшее лето, стоя на последней ступени уходящего года, мы мысленно подводим итоги нашей деятельности, возвращаемся ко многим событиям и деяниям нашего церковного служения и с полной ответветственностью осознаем, что настало время духовной жатвы и нравственной оценки всего, что было сделано в истекшем году. Мы искренне, сыновне благодарим Господа за все ниспосланное нам свыше: за радости и скорби, за успехи и испытания. «Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии сподобльшеся, Владыко… Тебе яко Господа Владыку и Благодетеля славим, хвалим, поем и величаем и припадающе паки благодарим…» (молебное пение о всяком благодеянии Божием).

Вместе с тем мы также чистосердечно и глубоко сознаем свое всегдашнее недостоинство и греховность, и с Премудрым Соломоном в покаянном чувстве свидетельствуем: Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходим по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали (Прем.5,6-7).

В этом двойственном сознании и чувстве мы сегодня должны внимательно прислушаться к словам проповеди великого Пророка и Предтечи Господня святого Иоанна Крестителя, сказанным на Иордане. И вот лопата (которой веют хлеб) в руке Его (Иисуса Христа) и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3,12)

Сегодня Господь эту духовную «лопату» христианской совести вкладывает в руки каждого из нас, пастырей Христова стада, чтобы мы сами, руководствуясь Святым Духом истины и святой любви, отделили чистую полновесную пшеницу, быть может, немногих, но добрых, чистых, святых дел, которые Бог благословил и помог нам совершить в этом году, от пустой соломы каждодневной суеты, злых плевел греховных заблуждений и недостойных поступков.

Святая Церковь, пребывая в человеческом сообществе и совершая завещанное ей Спасителем дело свидетельствования истины, не может оставаться равнодушной к беспокоящим это сообщество проблемам.

Современный мир, утративший чувство «священного», действует на основании исключительно прагматических, утилитарных мотивов, руководствуясь принципом: «бери от жизни всё». Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущем к общественной катастрофе.

Например, к большому сожалению, на просьбу Барнаульской Епархии в Администрацию г. Барнаула о возвращении церковного имущества: здание Барнаульского Православного Духовного Училища в котором находился храм Сошествие Святого Духа, ныне занимающим офисные и рекламные кабинеты и т.д.; а также Крестовоздвиженский храм ныне являющийся планетарием, с администрации был получен отказ. Но все же священнослужители и миряне Барнаульской Епархии вновь будут просить Городскую администрацию возвратить церковное имущество или хотя бы занять часть 3-4 комнаты в Барнаульском Православном Духовном училище. И надеемся, что Барнаульской Епархии не будет отказано в возвращении церковного имущества.

Когда в сердце не остается места для сострадания, милосердия, жертвенной любви, которая по апостолу, есть совокупность совершенства (Кол. 3,14), тогда на смену им приходят равнодушие, отчужденность, вражда, ожесточение. Человек тогда становится лишь средством, «живой вещью», необходимой для реализации определенных проектов.

Вместе с тем из ценностей шкалы общества вытесняются «за ненадобностью» такие понятия, как совесть, стыд, честь, достоинство. При этом постепенно происходит процесс деформации моральных оценок таких явлений, как жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий.

Говоря словами одного из выдающихся мыслителей XX века Ивана Алексеевича Ильина: «современный «культурный» человек стыдится своей доброты и нисколько не стыдится своей злобы и порочности». (И.А.Ильин. Путь к очевидности. Ч.1.С. 298. М.,: «Республика», 1993.)

Ныне всем нам часто приходится слышать откровенную проповедь жестокости и разврата. Почти круглосуточно с экранов телевизоров, со страниц журналов и газет обрушивается на людей поток материалов, имеющих однозначно негативный характер, пропагандирующий культ наживы, вседозволенности, агрессии.

Несомненно, грех всегда был присущ человеку, однако в прежние времена грех осознавался в качестве нравственного преступления перед Богом. Прямым следствием этого были социальное осуждение и стыд греха, желание скрыть его неприглядность. Сегодня, напротив, можно видеть, что грех выставляют напоказ, гордятся им, противоестественное считают естественной нормой жизни.

Реклама порока и насилия парализует волю нации, становится причиной распада семей, психических заболеваний, невиданного роста самоубийств, угрозой полной моральной деградации общества и в конечном счете угрозой самому существованию России. При этом часто забывается, что человек – не только телесное, но и духовное существо, призванное к богоуподоблению. В стремлении к совершенству человек находит подлинный смысл своего существования, возвышающий его над материальной природой и дающий ему четкую и верную систему ценностей. 

Сегодня не только людей светских, но и многих из христиан беспрецедентная внешняя свобода лишает свободы подлинной, свободы от греха. Нередко фактор внешней свободы становится соблазном, провоцирует на отступление от традиций Церкви, от святоотеческого направления духовной жизни.

Монастыри в этом вопросе, к сожалению, не являются исключением. Апостол Павел умел жить и в скудости, и в изобилии, быть и в обилии, и в недостатке (Флп. 4,12). Современный человек настолько духовно слаб, что и скудость, и изобилие повсеместно становятся для него искушением, и в том и в другом случае уводя от Бога, ввергая в иной мир, где действуют законы нелюбви и господствуют ценности, имеющие лишь материальное измерение. Отклонение от данного Христом завета: ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6,33), сводит на нет, обессмысливает жизнь христианина.

Живя в столь противоречивом мире, преисполненном соблазнов и искушений, очень нелегко сохранить внутреннюю целостность и душевную чистоту. Это особенно хорошо должно быть известно пастырям, которые Самим Господом призваны охранять Его словесное стадо от соблазнов.

Опыт управления епархией убеждает меня, что многие священнослужители не вполне проникнуты сознанием ответственности церковного служения. Показателем этого становятся случаи неспособности некоторых клириков противостоять влиянию атмосферы греха, царствующей в мире.

Быт и весь круг интересов таких клириков немногим отличается от жизни среднего представителя общества потребления. Их духовная жизнь небогата опытом Богообщения, их советы часто формальны и бессодержательны. Иногда приходится сталкиваться с эксплуатацией обрядоверия прихожан, магического восприятия ими Таинств и священнодействий.

Очевидно, что в основе этого лежит, прежде всего, нежелание проникнуться болью человека, срастворенное меркантильными соображениями. Понятно, что священнослужитель и его близкие не должны бедствовать, но забота о благополучии семьи не должна ставиться во главу угла деятельности священнослужителя. Прихожане храмов, порой находясь сами в затруднительном материальном положении, несут в храм последнее в стремлении не допустить того, чтобы семья священнослужителя бедствовала.

Если стержнем жизни становятся материальные блага, иерархическое положение, награды, тогда Церковь начинает восприниматься не как среда духовного возрастания и труда в винограднике Божием, а как место кормления, сфера добывания денег. Между тем Священное Писание ясно определяет путь каждого пастыря как следование за Христом, по слову Спасителя, обращенному к одному из Своих апостолов: иди за Мною (Ин. 21,22).

Жажда уподобиться Господу естественна для христианина, тем более для пастыря, который совершает свое служение по образу Христову: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5,48). Невозможно оказать духовную помощь человеку, не имея собственного опыта духовной жизни, опыта борьбы со страстями и противостояния соблазнам мира, опыта живой и действенной любви. Любви же свойственно сострадание, побуждающее священника, по слову апостола, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (см.: Рим 12,15).

В эпоху натиска секуляризма священническое служение становится все более трудным. Мир, не способный принять Духа истины (Ин. 14,17), не любят служителей Христа, как прежде возненавидел Самого Господа. Поэтому сегодня мы вынуждены напоминать о подлинном смысле пастырского служения, о трудностях и тяготах, связанных с ним. Пастырь не может оставаться равнодушным, видя гибнущего. Заблудившегося человека, страдающего от своей греховности, и сердце его не может не уязвляться чужой болью, чужой скорбью. Господь Иисус Христос противопоставляет истинного пастыря, которого отличает жертвенная любовь, - наемнику, трудящемуся за деньги из своекорыстных побуждений, думающему, прежде всего о своей выгоде. Как бы ни скрывалась корысть, пасомые всегда почувствуют ее и отвернутся от недостойного делателя. Без любви к людям невозможно быть настоящим священником, ибо пастырство – это свободно принятое призвание жертвенного служения Богу и ближним. Однако, совершая это служение, необходимо помнить, что отношения священника и прихожанина не должны строиться по схеме: «начальник – подчиненный», и потому единственным, прочным фундаментом для них может служить чувство любви и взаимного уважения.

Священник должен быть образом Христа, говорящего в Писании: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф.11,29). Именно образ кроткого и смиренного, милостивого любвеобильного пастыря так дорог нашему народу. Каждый священнослужитель обязан вести народ ко Христу, вернуть множеству людей православную веру. Добрый пастырь не стремится привлечь людей или отдельного человека к себе, он ведет их к Первопастырю – Господу Иисусу Христу. Напротив, священник своекорыстный старается привязать человека к себе, сделать его зависимым, подчиненным, духовно порабощенным. Пастырский подвиг, основанный на любви, подменяется духовным манипулированием, холодным, властным управлением людьми.

Священник - это предстоятель собрания христиан, народа Божия, совершающего вместе с ним служение, поэтому он должен жить нуждами этого народа, молитвенно сопереживая всем чаяниям и скорбям тех, за кого он предстательствует пред Создателем. Вместе с тем всегда следует помнить, что священство - дар, полученный человеком от Христа через Его Церковь, поэтому и цель священнического служения – не повышение собственного авторитета, а устроение Церкви Божией.

Особое внимание и осторожность следует проявлять к людям малоцерковным, ведущим активную деловую или общественную работу. Стремясь к воцерковлению этих людей и их труда, следует помнить о нелицеприятном Суде Божием и потому избегать какого бы то ни было потакания греховным страстям и привычкам.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе взаимоотношений духовенства с представителями предпринимательского сообщества. В большинстве своем люди, составляющие данную общественную группу, образованы, социально активны и, обретя веру, стремятся к деятельному участию в жизни Церкви. К сожалению, чаще всего желание предпринимателя помочь делу церковного строительства реализуется лишь в форме оказания материальной помощи храму. Конечно, в таких случаях священник бывает, благодарен благотворителю за эту помощь, что вполне естественно.

К сожалению, у нас есть такие священнослужители, которые совсем не вычитывают молитвенное правило ко Святому Причащению и не благодарят Бога по принятии св. Христовых Таин. Чему может научить такой священник, если он сам не имеет живой связи с Богом через молитву. Некоторые пастыри курят и пьют на соблазн верующим. Страшная ждет таковых ответственность (пред Богом) по исходу души в мир иной. В алтарях некоторых храмов имеет место беспорядок и неухоженность. О. Благочинным следует обратить внимание на отношение священнослужителя вверенного округа к обязанности содержать святое место в чистоте и благолепии. Нерадивым иереям ставить на вид и по необходимости сообщать Правящему архиерею.

Особо хотелось бы напомнить о молитвенной жизни пастыря. Молитва – основа духовной жизни, средство Богообщения, без которого жизнь человеческая теряет всякий смысл; молитва также и способ стяжания благодати Духа Святого, наставляющего верующего всякую истину (Ин. 16, 13). Отсутствие молитвенного горения - один из самых тяжелых священнических недугов. Если пастырь теплохладен в молитве, не умеет и не хочет молиться - он не способен научить молитве и своих пасомых. Сегодня можно видеть, что некоторые из современных клириков, восприняв внешнюю форму священнического служения, остались чужды того внутреннего духовного горения, которым всегда славились великие пастыри Православной Церкви. Следствием этого стало общее молитвенное оскудение в среде нынешнего духовенства. На практике это проявляется в том, что живая, искренняя молитва вытесняется формальным, сухим и безжизненным «вычитыванием» личного правила или требоисполнительским отношением к совершаемому богослужению. Невнимание к словам молитвы, к происходящему на службе, к сожалению, стало распространенной бедой современной церковной жизни.

Молитва должна быть средоточием жизни каждого пастыря. Без правильного отношения к этой важнейшей части христианской жизни священник не только не сможет помочь своим духовным чадам, но и подвергнется осуждению от Бога за равнодушное отношение к совершению Божественных Таин. Церкви нужны не профессионалы, знающие устав и умеющие совершать богослужения в соответствии с ним, а ревностные пастыри, глубоко благоговейные, проходящие поприще своего служения со страхом Божиим, сосредоточенные в молитве. Никогда священник не должен забывать, Кому он предстоит пред престолом алтаря.

Сейчас нередко можно видеть, как духовенство во время богослужения без всякой нужды оставляет свое место у святого престола, отвлекается на какие-то мелочи, беседует о делах, мало относящихся к службе. Естественно, что при таком поведении настоящей молитвы быть не может. Святой Симеон Новый Богослов, рассуждая о молитве, говорит: «Нет греха больше, чем молиться без страха Божия, без внимания и благоговения.<... > Тот, кто молится кое-как, с небрежностью, подвигает на гнев Самого долгов решителя Бога, Коему молится: ибо таковой устами Богу молится, а ум с бесами ведет беседу» (Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 9. М., 1892.).

Основные причины, по которым происходит оскудение веры, охлаждение и сухость сердца в молитве, - это чрезмерная привязанность и любовь ко всему мирскому, отсутствие покаянного чувства. Старец Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань» свидетельствует: «Действие охлаждения (духовного) начинается выходом внимания изнутри, и устанавливается в своем дальнейшем течении прилеплением сердца к чему-либо, сначала пустому и суетному, а потом страстному и греховному». «Старайтесь всегда быть в чувстве к Богу и божественному <…> и, делая одно, не обременяй мысли попечением о многом» (И.А.Ильин. Путь к очевидности. Ч.1.С. 298. М.,: «Республика», 1993) . Святые отцы и подвижники благочестия, говоря о необходимости иметь страх Божий, возгревать в себе любовь к Богу и духовную сердечную теплоту, вместе с тем всегда предостерегают от лицемерия, показного, фарисейского «благочестия», от мнимого, внешнего умиления и елейности, от притворной «игры» в благочестие, которые есть обман, богохульство и мерзость перед Богом.

Каждый церковный человек, – будь то клирик или мирянин – должен постоянно помнить, что, глядя на него, люди формируют свои представления о Православии и нравственных принципах христианства. Благодаря тому, что наши предшественники по вере достойно несли свое служение, Православие сумело выжить даже в тяжелейшие годы богоборчества. И сегодня лучшей возможностью для проповеди Православия является жизнь в соответствии с исповедуемыми убеждениями, личный пример каждого христианина и особенно духовенства.

Огромный ущерб авторитету Церкви наносят священнослужители, плохо понимающие и принимающие своих прихожан и людей, зашедших в храм. Бывает, что одно неловкое слово или жест, тень небрежения о нуждах человека или соблазнительное поведение священника отталкивают человека от Церкви, закрывают ему путь к спасению. На каждом христианине, трудящемся в храме, лежит огромная ответственность перед Богом и людьми, и каждый настоятель должен постоянно напоминать себе об этом и соответствующим образом ориентировать свою паству и сотрудников храма.

Жизнь современного христианина в миру также должна быть примером трепетного исполнения Евангельских заповедей. Конечно, здесь должно быть не показное благочестие, а только нелицемерное служение Богу, Отечеству и людям. В храме следует всеми силами стремиться к воплощению в жизнь слов Христа, говорящего: дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21,13), дабы не допустить ничего такого, что может уподобить храм вертепу разбойников (см.: Мф. 21,13). Памятуя об изгнании Спасителем из Иерусалимского храма торговцев жертвенными животными, мы не можем уподобиться им и потому должны стремиться к тому, чтобы в храмах царствовал дух мира и любви, а не была атмосфера торгового заведения.

В храме нет места грубости, ссорам, интригам внутри причта, холодности, равнодушию, черствости. Напротив, каждый входящий в храм должен почувствовать атмосферу любви, приветливости, участливости и заботы. Неужели нам нужно учиться у сектантов, которые приходящего встречают с любовью? И священник, и все служители храма должны помнить, что одна из задач их деятельности, их священный долг – приветить, утешить. Согреть любовью каждого пришедшего. Не дай Бог кого-то оттолкнуть своей холодностью, грубостью или нежеланием потрудиться на пользу ближнему и во славу Божию, в соответствии со словами Спасителя: грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. 6, 37).

С любовью принятый в храме человек должен встретить здесь благоговейную тишину, чистоту и благолепие, противостоящие обычной суете и спешке, преследующих людей в повседневной жизни и лишающих их душевного спокойствия. Среди этой неведомой неверующим людям красоты Божиего храма возносится тихая, кроткая, смиренная молитва, проникнутая любовью к Богу и ближним. Выйдя из храма на улицу, человек попадает в другой мир, живущий по закону греха, исполненный грубых соблазнов и всякого рода нечистоты. И в этот мир, где оскудела любовь и попрана правда, посылает нас Господь.

Церковь неотмирна по своей природе. Обращаясь в первосвященнической молитве к Своему Отцу, Христос просит о Своих учениках: Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (Ин.17, 15-18). Проходя поприще своего служения в условиях суеты, священник всегда должен оставаться, прежде всего, свидетелем Христовой истины, должен быть возвещателем правды. Духовенству сегодня приходится бывать в самых разных местах: в административных учреждениях, в школах и вузах, в больницах и тюрьмах. Но нигде и никогда священнослужитель не должен позволить себе действовать в соответствии с лукавым духом времени, становиться зависимым от мира, принимать в свое сердце мирские соблазны и искушения.

Бог есть любовь (1Ин. 4,8), и Церковь Христова должна являть эту любовь миру. Однако в полной мере эту любовь возможно явить только в том случае, если она имеет деятельный характер, если в благотворительных учреждениях, больницах, приютах будут работать настоящие христиане – священники, врачи, сестры милосердия, движимые нелицемерной заботой о ближних. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1Ин. 2,15), - говорит апостол любви Иоанн Богослов. Это значит, что, трудясь в условиях падшего мира, мы должны затворить свое сердце от всего греховного, злого, отдаляющего нас от Бога. Если священнослужители будут побеждены сребролюбием, тщеславием, властолюбием, гневом или какими-нибудь другими страстями, которые управляют этим миром, то в их сердцах уже не останется места для любви Отчей. Направлять их поступки будут страсти, а не любовь. Без любви же никакая наша деятельность не будет иметь смысла, она перестанет, быть церковной по своей природе, и не будет приводить людей к Богу.

Отдельно хотелось бы поговорить о проблеме стяжательства в среде духовенства. Некоторые священнослужители открыто назначают цены на всякое священнодействие и даже святое Таинство, что в самом прямом смысле является симонией и подлежит каноническим прещениям, вплоть до лишения священного сана. В наше нелегкое время, когда значительная часть российского общества живет в весьма стесненных обстоятельствах, священнослужитель, стремящийся к стяжанию материальных благ; нередко делает больше вреда для Церкви, чем глубоко убежденный атеист советского времени.

Прихожане православных храмов всегда уважительно и жертвенно относятся к священнику и стараются по мере сил поддержать его материально. Пользуясь этим, некоторые особенно молодые священники, допускают злоупотребления, и сами назначают исповедующимся у них людям сумму ежемесячного «взноса» на свое содержание. Когда такая оплата задерживается, то прихожанину на исповеди настойчиво объясняется, что он ведет себя «не по-христиански».

В большинстве же приходов рядом с аналоем для исповеди ставится тарелка с тем, чтобы каждый человек, прошедший Таинство Исповеди, внес за это свою лепту, положив ее на тарелку либо дав в руки священнику. И это помимо тех многочисленных кружек, которыми бывает, увешан весь храм. Кроме того, от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию святых Таин, такие священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя. В результате теряется свойственное православным людям благоговение и страх Божий перед святым Причастием. Оно становится чем-то привычным, обычным, будничным.

Сегодня мы коснулись многих проблем жизнедеятельности Церкви, решение которых не терпит отлагательства. Я благодарю всех участников Епархиального собрания за проявленное внимание и терпение.

Бог… мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь (Евр.13,20-21).

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»