Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

ДОКЛАД
ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАКСИМА, ЕПИСКОПА БАРНАУЛЬСКОГО И АЛТАЙСКОГО НА VII СВЯТО-МАКАРЬЕВСКИХ ЧТЕНИЯХ В г. Бийске 18-19 ноября 2006 года.

Приветствую Вас, дорогие отцы, братья и сестры – участники VII Свято-Макарьевских Чтений!

Проведение Свято-Макарьевских Чтений, стало для Барнаульско-Алтайской Епархии доброй традицией. VII Свято-Макарьевские чтения посвящены проблемам современного духовного образования на примере Барнаульско-Алтайской Епархии и 10-летию Бийской Православной гимназии им. св. прав. Иоанна Кронштадтского. Рассмотрение этих двух тем, мы не можем начать, без некоторых умозаключений, простых, общеизвестных и доступных, однако, требующих к себе в настоящее время более пристального внимания и осмысления.

1. Православие – культурообразующая религия в России. И это означает то, что с конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы и идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту и на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, природе, миру в целом. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами и идеями творческую сферу: искусство, литературу, и философию. Они используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. Православная Церковь объединяет народ в будни и праздники, в годы испытаний, лишений и скорби, в годы великих созиданий и духовного возрождения. Понятие «русский» и «православный» на Руси до ХХ века были неразделимы, означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.

2. Государственный переворот 1917 года коренным образом всё изменил в стране. И, как вы понимаете, не в лучшую сторону. Приведу Вашему вниманию документ от 1 мая 1919 года за № 13666/2. Это указание В.И.Ленина, которого нам на протяжении всей истории советского периода представляли величайшим гуманистом, председателю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому. Вот его текст: «В соответствии с решением ВЦИК и Сов. Нар. Комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады. Председатель ВЦИК Калинин, Председатель Сов. Нар. Комиссаров Ульянов (Ленин)». Как это было претворено в жизнь все мы с вами хорошо знаем. 23 января 1918 года, новое советское правительство издает декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Провозглашается принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превращается в настоящий террор против Православной Церкви. Государство и общество были объявлены атеистическими, а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений, проводилась политика уничтожения религии: храмы закрывали и разрушали, священников и простых верующих людей арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. Православная Россия взошла на свою Голгофу.

К началу 20-х годов были закрыты все духовные училища, семинарии и академии. Все школы начального обучения, которыми ведала Церковь, вместе с имуществом были переданы наркомату просвещения, установившему обязательное атеистическое образование. В нашем регионе была запрещена не только религиозная, но и всякая просветительская деятельность Алтайской Духовной миссии.

Эпоха 20-50-х годов справедливо предстает в жизни Русской Православной Церкви и российского духовного образования как эпоха мученичества. Сами факты мученичества в наши дни, кажется, никто не ставит под сомнение. Так, по свидетельству церковных историков у нас, на Алтае, репрессии против Церкви носили весьма ожесточенный характер: из почти 600 священнослужителей Алтая приговорено к смертной казни по самым разным нелепым предлогам было около 400 человек. Оставшиеся двести были приговорены к длительным срокам лагерей и ссылок. Большинство из них умерло от непосильного труда, голода и болезней. Таким образом, в 20-50-х годы практически все духовенство Алтая было уничтожено. Но для нас поразителен и духовно значим тот факт, что отречения от веры в страшных пытках были единичны. Об этом свидетельствуют рассекреченные документы. Хотя отречение давало возможность выжить и даже получить свободу. Все это говорит о лжи тех историков, кто и сейчас пытается повторять мифы воинствующих безбожников о «лицемерии» и «косности» духовного образования в старой России. Духовные школы Алтая давали не только глубокие духовные знания, но и прививали подлинное православное воспитание, горячую веру, честь и достоинство.

До середины 30-х годов в центральных городах России возникали подпольные богословские факультеты. Даже в лагерях и тюрьмах ночами бывшие профессора читали желающим по памяти лекции по богословским предметам. Однако главным источником духовного просвещения становится семья. Христианская православная семья противостояла духу времени. Поистине актом мученичества становился выбор детей верующих быть изгоями в атеистическом обществе. Но именно опыт этих семей по крупицам позволил сохранить то, что сегодня мы именуем словами «нематериальное духовное наследие». Взорваны были храмы, уничтожены книги, а иконы как люди переживали мученичество. Но в глубине, в недрах христианской семьи сохранялся образ жизни, принципы отношения к ближнему, одним словом, именно то, что иностранцы с удивлением называют «русской душой». И в годы «безбожных пятилеток» и времена испытаний, потрясений и застоя во многих семьях праздновали Рождество и Пасху. Укреплялась традиция праздновать «Старый Новый год», а в сельской местности весь цикл земледельческих работ отправлялся по старому юлианскому календарю. Лишь только на время ослабевало, как в конце сороковых, середине семидесятых, давление государства на людей, так уцелевшие храмы вновь наполнялись верующими. Даже некоторые коммунисты стремились тайно окрестить своих детей и внуков, отпеть усопших. Однако разрушение систематического научного духовного образования поставило не только перед Церковью, но и перед всем обществом огромные проблемы.

В восстановленных в 1943 году духовных семинариях и академиях, которых на протяжении большей части советских лет было всего три, образование подвергалось тотальной цензуре, и подлинной заботой властей было, конечно, не развитие богословия и православного воспитания. У государства в годы безбожия была одна цель – загнать Церковь и верующих в своеобразное духовное гетто, оторвать массу народа от своих исторических духовных и культурных корней. Именно в это время на смену православной культуре приходит абсолютизация, а затем и сакрализация – то есть превращение в идол светской науки, которая, как обещалось, вскоре решит все проблемы, а напоследок даст бессмертие. Именно «дух научной фантастики», по меткому замечанию иеромонаха Серафима (Роуза), подготовил нынешнюю оккультизацию сознания наших современников.

Этот искусственный отрыв богословия в широком смысле, то есть традиций церковности, молитвы, образа жизни, идеала святости – высшей формы нравственности, формировавшей в прошлом идеал Святой Руси, этот отрыв, точнее его катастрофические последствия для нашего народа еще предстоит нам всем осознать. Следствием этого с одной стороны явилось разрушение нравственных ориентиров личности и общества, выразившееся в различных пороках – распущенности нравов, пьянстве, наркомании. С другой стороны в явлениях ложной духовности – деятельности различных деструктивных культов и сект, которые в 90-е годы под видом различных гуманитарных и благотворительных фондов хлынули к нам в страну. А затем, пользуясь несовершенством наших законов, некомпетентностью наших чиновников, не понимающих, с кем и чем они имеют дело, эти организации зарегистрировались и развили бурную деятельность по вербовке новых членов.

Конечно, разрушенное за долгие годы православное духовное образование не могло на должном уровне сразу и эффективно противостоять этим вызовам. Но вместе с тем, после отмены государством давления на Церковь самым приоритетным делом стало восстановление Православной системы образования. Конечно, модели образования дореволюционной России не могли, вполне, осуществится. Но очень пригодился опыт той части русской Церкви, которая оказалась в эмиграции.

В начале 90-х годов при приходах стали образовываться воскресные школы, православные библиотеки. В нашей епархии развитию начального духовного образования послужил приезд в 1991 году святейшего Патриарха Алексия. В настоящее время в епархии действует при приходах почти 100 воскресных школ. Занятия посещают и взрослые и дети. При крупных приходах на базе воскресных школ постепенно возникают духовные центры: организуются кружки и секции, издаются просветительские газеты, образуются сестричества милосердия, совершающие социальное служение. Однако с особой остротой в 90-е годы встал вопрос подготовки священнослужителей. До середины 70-х годов на территории Алтайского края было всего три православных храма. На территории современной республики Алтай ни одного. А с конца 80-х, начала 90-х годов не только верующие райцентров, но и малых сел и деревень желали иметь в своем поселке церковь. Обучение в семинариях других епархий не могло быть эффективным в силу удаленности, дороговизны дороги, а также потому, что поставляемые в 90-х годах священнослужители в подавляющем большинстве были вынуждены строить или переоборудовать храмы. Поэтому в это время во многих епархиях, в том числе и нашей, появляется такая форма духовного образования как богословские курсы.

Эта форма духовного образования была призвана дать минимальное духовное образование кандидатам в священнослужители. Однако потребность в более серьезном подходе к подготовке священнослужителей привела к тому, что по решению Священного синода в конце 90-х годов пастырские богословские курсы были преобразованы в Барнаульское духовное училище. Первые годы восстановленного Духовного училища были сложны. Выделенное властями помещение потребовало кардинальной перестройки. Формировалась библиотека. Созидался преподавательский состав. Новый импульс развитию Духовного училища принес 2002 год, когда ректором, преподавательским составом было принято решение перейти на четырехлетнее обучение, а программы привести в соответствии с программами ведущих духовных семинарий РПЦ.  В это же время священному Синоду было доложено о желании преобразования Барнаульского духовного училища в Духовную семинарию. В 2003 году вводится в действие современный учебный корпус, оборудованный компьютерным классом, системой дистанционного обучения, библиотекой. В этом же году были построены газовая котельная, банно-прачечный комплекс. Прибывавшие с инспекцией комиссии от учебного комитета РПЦ давали положительные отзывы о качестве образования и бытовых условиях в Барнаульском Духовном училище. В 2004 году БДУ получает государственную лицензию на право преподавательской деятельности. А в июле этого, 2006 года, Священным Синодом принимается решение о реорганизации Барнаульского духовного училища в Барнаульскую Духовную семинарию.

В настоящее время на дневном отделении обучается более 100 человек. С этого же года заочное отделение преобразуется в отделение экстерната. На базе каждого из 11 благочиний организуются центры подготовки студентов экстерната. Центры комплектуются материалами на электронных носителях. Среди этих документов видео- и аудио- лекции, электронные книги и пособия. В перспективе на базе этих учебных центров будут организовываться методические кабинеты для преподавателей Основ православной культуры. Кроме того, в силу того, что в светской науке растет интерес к богословским предметам, каждый желающий мог бы воспользоваться имеющимися при центрах материалами.

Мною были только кратко перечислены основные этапы строительства духовного образования на Алтае. Но наше желание по совершенствованию духовного образования имеет вполне ясные цели – возрождение традиций и устоев Святой Руси. Быть может, кому-то эти задачи покажутся почти невыполнимыми. Безусловно, осуществление этих целей не может быть делом легким и быстрым. Ведь подавление и разрушение Православия на протяжении прошлого века не было у нас в России результатом процессов секуляризации, как это проходило на Западе. Там традиционные вероисповедания разрушались из-за охлаждения к вере и разочарования в западном христианстве жителей этих стран. Напротив, в начале прошлого века в России можно было говорить о религиозном ренессансе.

Удивительным образом воцерковлялась не только русская религиозная философия, но стремилось воцерковиться и искусство, и иные сферы культурной жизни. Все эти процессы были прерваны в одночасье не потому, что они не находили отклика в наших согражданах, но насильственно.

Подобно тому, как взрывались храмы, все официальное образование и воспитание советских лет стремилось насильно взорвать и храмы душ атеистическим мировоззрением. Государственной машиной содержались союзы воинствующих безбожников, кафедры, факультеты атеизма и материалистической философии.

В наши дни бывает, что государство участвует в восстановлении храмов – это вполне логично. Но еще более значимым стало бы участие государства в восстановлении храмов человеческих душ. Ибо именно государство устроило в душах людей котлован с нечистой водой, как на месте храма Христа Спасителя. Но, слава Богу, ныне этот храм восстановлен и это символ нашего времени. Также государство должно помочь и воссозданию храмов человеческих душ. В этом смысле мы можем говорить о проблеме введения в общеобразовательной школе, на факультетах высших и средних учебных заведений предмета Основ Православной культуры. Мне подробнее бы хотелось остановиться на этой проблеме.

С 2004 года Ректором, преподавательским составом Барнаульского духовного училища, а теперь семинарии проводится последовательная работа совместно с АКИПКРО (Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования) по подготовке преподавателей способных вести в средней школе этот предмет. Программа, подготовленная Министерством образования России, предполагает, что преподаватель, обращающийся к этому предмету должен обладать достаточно широким спектром богословских знаний. Но знания эти не должны носить, какой бы то ни было схоластический или отвлеченный характер. Это не те знания, посредством которых учитель бы стремился привлечь учеников к религиозной жизни. На ОПК ученик должен получить те знания, которые были само собой разумеющимися как для и образованных, так и простых наших сограждан до 1917 года. Основы православной культуры – это не какое-то новшество, это восполнение тех, к сожалению, так и не исправленных учебников по истории, литературе, искусству и культуре нашей Родины, в которых подчас наш исторический опыт представлен как цепь глупостей и несуразиц.

Почему же столько неприятия у средств массовой информации к возможности преподавания этого предмета в школе? Ведь не вызывали же у «блюстителей демократии» вопросы о введении экзамена на лояльность в прибалтийских странах, когда русскоязычный не гражданин, даже большую часть жизни проживший в этой стране, должен на государственном языке рассказывать об истории страны в которой он оказался и ее нравах? Не вызывали протесты и учебники истории, где говорилось, что Фашистскую германию разгромила Америка в результате сражений в пустынях Африки. Не вызывала сомнений и, так называемая, «валеология» сеявшая нравственное растление и оккультизацию сознания детей, в настоящее время, к счастью, уходящая в небытие.

Может ли повредить нашим детям знание национальной культуры, сформированной Православием? Во многих регионах России этот вопрос разрешен: с этого года в 15 областях и краях России этот предмет введен в расписание либо в виде обязательных уроков, либо в виде факультатива. Есть и в нашем регионе положительный опыт. За три года нашего сотрудничества с АКИПКРО подготовлено около 100 преподавателей, имеющих соответствующий документ. Сейчас на территории нашей епархии почти в 40 учебных заведения преподается этот курс в виде факультативов и уроков.

С 2006 учебного года, в городе Бийске, предмет «Основы православной культуры» преподается в четырех общеобразовательных школах. В настоящее время мы работаем над увеличением числа школ, где преподавался этот предмет. По нашим сведениям, нигде негативных тенденций он не вызвал. Напротив, этот курс воспитывает патриотизм, ответственность, уважение к иным религиям и культурам, ликвидирует духовную неграмотность, которую так умело эксплуатируют всевозможные секты. А самое главное, в современной программе это едва ли не единственный курс, способный создавать у учеников положительную нравственную мотивацию. Может ли способствовать этому чисто информативный курс «Истории религий», в проекте учебника которого Православие обозначено на 35 месте среди 40 других мировых религий? Безусловно, проблем по введению курса ОПК много. Главная из них, это подготовка на исторических, филологических факультетах в течение всего курса обучения в вузе, преподавателей этого предмета. Поэтому необходимо организовывать более тесное взаимоотношение между светскими и духовными учебными заведениями. Барнаульская духовная семинария готова к такому конструктивному сотрудничеству.

Сегодня мне несколько слов хотелось бы сказать о Бийской Православной гимназии, 10-летие которой мы празднуем в этом году. В настоящее время в гимназии обучается 104 воспитанника с первого по одиннадцатый классы. Гимназия ведет широкую внеклассную работу: различные кружки, секции, сотрудничество с городской музыкальной школой, участие в городских и епархиальных мероприятий. Доброй традицией стало совместное проведение городского фестиваля «Свет Рождественской звезды», соучредителями которого являются гимназия и и администрация города. Он проходит в два тура для взрослых и детей с участием музыкальных и художественных школ, фотохудожников, режиссеров, мастеров художественно-прикладного искусства. Кроме того, гимназисты выезжают с благотворительными концертами в детские дома и приюты, где они исполняют духовные песнопения, рассказывают стихи, показывают театрализованные представления, дарят сиротам и больным детям игрушки, изготовленные своими руками. Тепло и радостно проходят эти встречи. Гимназия содействует воцерковлению детей, их родителей, а также родственников. Сотрудники гимназии причащаются не реже одного раза в месяц, посещают богослужения по воскресным и праздничным дням. В работе гимназии удается решить главную проблему, которая рано или поздно встает во весь рост перед родителями: проблему нравственной защищенности своих детей. Можно со всей уверенностью сказать, что ни одна общеобразовательная школа, к сожалению, не в состоянии в настоящее время выполнить эту задачу. В гимназии же, успешно решается эта проблема. Там дети не только получают знания по общеобразовательным дисциплинам, но и воспитываются на основе христианских духовно-нравственных традиций, что без сомнения, поможет им в будущей жизни. Первый выпуск гимназии в этом году, показал высокий уровень подготовки её выпускников: учащиеся 9-11 классов по результатам сдачи экзаменов показали глубокие знания основных дисциплин (78 и 75% соответственно), многие дети успешно поступили на престижные факультеты высших учебных заведений. Весь уникальный опыт Бийской Православной гимназии – результат большой работы Барнаульской Епрахии, директора, духовника, преподавательского состава гимназии, а также и администрации города, многих общественных организаций, предприятий и учреждений, с которыми сотрудничает гимназия.

В работе гимназии существуют и проблемы. В первую очередь, это – отсутствие собственного помещения. По-прежнему дети и преподаватели вынуждены проделывать значительные расстояния между ГДО и заречным филиалом гимназии. В настоящее время мы делаем все возможное для решения этой острой проблемы. В 2006 году по восстановлению Архиерейского дома мы вошли в федеральную программу финансирования. Подготовлены все необходимые документы для финансирования на 2007 год. После реставрационно-восстановительных работ, гимназия получит возможность осуществлять учебный процесс в этом здании. Сегодня мы говорим не только о восстановлении Архиерейского дома, но о историко-архитектурном комплексе «Архиерейское подворье Алтайской Духовной миссии» в целом. В состав комплекса входят: храм святителя Димитрия, митрополита Ростовского, Катехизаторское училище, Дом архиерея, школа, конюшня, хозблок. Год постройки 1890. В этом направлении всем нам предстоит большая работа. Комплекс Архиерейского подворья, возводился более двадцати лет с 1886 по 1910 годы и строился на пожертвования. Он стал центром духовного просвещения не только Алтая, но и Кузбасса, Казахстана, Киргизии, и т.д. Его выпускники сыграли заметную роль в развитии грамотности коренного населения Алтая и зарождения национальной интеллигенции. 

Комплекс Архиерейское подворье Алтайской Духовной миссии – один из немногих памятников культового зодчества Алтайского края, сохранивший в основном свой первоначальный вид. Несмотря на понесенные утраты ( роща и Алесандровский сад с диковинными растениями, каналами и большим фонтаном, в настоящее время не существуют), значительная часть комплекса оказалась не разбитой инородными постройками, что дает возможность провести его полную реставрацию.

В перспективе, мы предполагаем храму свт. Димитрия митрополита Ростовского вернуть его историческое название – Казанский Архиерейский собор. В случае возвращения Русской Православной Церкви Министерством обороны РФ здания катехизаторского училища (его занимает в настоящее время гарнизонный дом офицеров), мы готовы открыть в нем Духовное училище.

Таким образом, в Барнаульско-Алтайской епархии появится возможность выстраивать непрерывный воспитательный процесс: православный детский сад - православная гимназия - духовное училище - семинария. В совокупности, осуществление всех вышеназванных мероприятий, позволит воссоздать исторический облик Архиерейского подворья Алтайской Духовной миссии и сделать его центром духовно-нравственного просвещения и оздоровления современного общества не только в г. Бийске, но и в прилегающих регионах.

В заключении мне бы хотелось еще раз подчеркнуть необходимость сотрудничества духовной и светской школы в деле образовании. Сейчас вот уже почти 15 лет говорят о реформе образования. Идут споры о том, сколько лет нужно обучаться в школе, об инновационных технологиях образования. О соответствии нашего образования стандартам западных стран. Но подлинной реформой может быть лишь обращение к традиционным ценностям духовности и нравственности своего народа, к его подлинной истории и культуре.

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»