Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

ДИАКОНИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ, КАК ОСНОВА ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ

Участникам епархиального семинара «организация приходской работы по церковной благотворительности и социальному служению» 8 июля 2005 года

«Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6,2)

Дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые участники семинара!

Святая Матерь Церковь всегда являлась надёжной опорой для страждущих. Многие люди встречают в обществе верующих подлинное милосердие, утешение в скорбях и болезнях, помощь в плачевных различных житейских обстоятельствах.

В наши дни Церковь получила возможность широкого общественного служения. Отечество наше переживает в настоящее время большие испытания, множество обездоленных людей ожидает помощи. Церковь всеми силами стремиться помочь им.

Предназначение Церкви явление миру любви Господа во Иисусе Христе Спасителе нашем. Диаконическое служение православного прихода – воплощение этого свидетельства любви, и оно принимает участие особым образом в людях, находящихся в телесных страданиях, в душевном притеснении, в условиях социальной несправедливости. Диакония ищет возможности устранить и причины этих невзгод.

Поскольку отчуждение от Господа есть самая глубокая беда человека, а его душевное и телесное здоровье неразрывно связаны, диакония словом и делом обнаруживает себя как всестороннее служение человеку. У многих приходов Барнаульско-Алтайской Епархии накоплен уже опыт дел милосердия, об этом свидетельствуют больничные храмы и часовни, создаваемые братства и сестричества, возрождающиеся и вновь открывающиеся приюты для бездомных и престарелых, богодельни, дома милосердия, благотворительные столовые. По мере сил и возможностей, в нашей Епархии совершается духовно-нравственное попечение и пастырское окормление детей-сирот, деятельность в данном направлении совершается Воскресными школами и Барнаульским Православным Духовным Училищем.

Современный нецерковный мир часто считает понятия милосердия и добродетели чем-то устаревшим и неинтересным. К примеру, большинство СМИ выдает большую часть информации – это рассказы о злодеяниях, пороках и преступлениях, способные внушать людям только отчаяние.

На этом фоне именно церковная благотворительность и социальное служение православных приходов являются гарантами сохранения той социальности, в основе которой лежит буквальное восприятие христианской любви к ближнему и эстетические принципы.

Сегодня в нашей стране, как и во многих странах, социальная помощь по поддержке существования является государственной задачей и гарантируется гражданским законодательством. Мы благодарны государству за это.

Но современный православный приход не исполняет государственную задачу, а призван к своей задаче исключительно Евангелием – Божественным откровением. Диаконическое служение прихода – это не любая социальная работа, это сила жизни, и это не социальная работа под религиозной драпировкой, а свидетельство Пасхи, протест против смерти.

Существует особенное и ни с чем не сравнимое качество диаконического труда. Оно заключается в сохранении достоинства каждого и представляет собой неустанные усилия во имя социального и справедливого общества, которое дает надежду каждому человеку.

Говоря о диаконическом служении православной общины, необходимо уяснить, что такое община вообще?

Община – это общность жизненных задач, интересов, проблем. Мир «обесцерковлен» под натиском секуляризации, кажется, совсем разрушил церковно-приходскую общину. В так называемом современном массовом обществе жизнь, зачастую строится на безличных отношениях.

Здесь люди исполняют различные функции, роли, и тут важна очень профессиональная подготовленность, но всё ориентированно на рационально-технические параметры.

В церковно-приходской общине же верующие служат друг другу. Как целостные личности, в том духе служения, к которому призывает их Господь. К сожалению уже не община, а массовое общество показывает ценности жизни, где всё строится на безличностных отношениях.

Какое свидетельство может дать Церковь в этом отношении?

Когда говорят о благотворительности и диаконическом служении нередко вспоминают пример Алтайской Духовной Миссии. Возглавлял её в 1830 г. отец-основатель архимандрит Макарий Глухарев. Начал он свое апостольское служение, приглашая сестёр. Эти женщины специально обучались акушерству, уходу за детьми и т.д.

Миссионерское служение о. Макария было неразрывно связано с благотворительностью. Вокруг миссионеров все старались, так или иначе, содействовать больным, бедным, нуждающимся.

Диаконическое служение является разновидностью миссионерской деятельности в Церкви, зачастую воплощаемое в жизнь, непосредственно женщинами. И действительно, в большей степени, женщина одарена религиозным чувством; знаменитые слова Тертуллиана «душа по природе есть христианка» относится, прежде всего, к женщинам.

Весь современный мир поражен ролью женщины в передаче веры. Религиозное обновление происходящее в нашей стране, а также продолжение традиций тоже в первую очередь связаны с супругой и матерью- то есть и сама диакония имеет истоки в малой церкви – семье, потому справедливо и очевидно, что источник всякой морали находится именно в материнском начале – это чистота, самопожертвование, защита слабых, милосердие.

Потому важно сохранять целостность православной семьи, как особого института, воспитывающего основы христианского милосердия.

Сущность диаконии в полной мере раскрывается в частности в создаваемых при приходах сестричествах или группах милосердия, состоящих в основном из так называемых «жен-мироносиц». Учитывая это, пастырям нашей Церкви необходимо стараться всячески поддерживать и поощрять благие начинания женщин христианок.

В область диаконического служения входят различные учреждения среди них: медико-социального направления - различные госпитали, диспансеры, клиники, больницы, родильные дома и женские консультации, санатории и профилактории, реабилитационные центры для наркозависимых, алкоголиков, ВИЧ инфицированных.

В наше попечение входят и ожидают от нас, в первую очередь духовную помощь - взрослые и дети, страдающие от различных болезней, инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха. зрения, речи, умственно-отсталые и душевнобольные, и те, кто находится в исправительных учреждениях, переселенцы и лица БОМЖ.

Диаконическая деятельность прихода распространяется и на социальную сферу: это дома престарелых, госпитали для ветеранов Великой Отечественной войны. Ветераны Великой Отечественной Войны и работники тыла много потрудившиеся для Великой Победы всегда рады встречать нас, они очень общительны и готовы часами рассказывать о тех тежёлых годах выпавших на их долю, о подвигах того времени - это внимание им необходимо.

В детских домах для детей-сирот оставшихся без попечения родителей, всевозможных приютах для безнадзорных и беспризорных нас всегда ждут с нетерпеньем и встречают с большой радостью, здесь нам предоставляется возможность поделиться с детьми , оставшимися без отца и матери , Любовью Отца Небесного и Святой Матери Церкви.

Но, особенно отрадно, когда при приходах открываются церковно- приходские учреждения медико-социального и социального направления.

В Епархиальном Управлении так же ведется работа для открытия, в ближайшее время, на базе Барнаульского Православного Училища детского дома для детей сирот.

Всё это особая сфера, где необходимо духовно-нравственное попечение прихожан и пастырское окормление духовенства, добрые дела любви и милосердия, благотворительность.

Благотворительность – это проповедь делом, которая очень действенна.

Преподобный Силуан Афонский, скончавшийся в 1938 г., говорил: «Ныне народ уклонился от доброго пути, и люди стали немилосердными. И нет любви, а потому не чувствуют они любви Божией. По жестокости сердца своего люди и о Боге думают, что он такой же, как они, а то и совсем теряют веру в Бога.

Послушанием только хранится человек от гордости, нужно каждый день понуждать себя на добро и всеми силами учится смирению Христову».

Когда преподобный Андрей Рублев написал Святую Троицу, он хотел, чтобы по завету преподобного Сергия Радонежского, люди взиранием на неё «препобеждали ненавистную рознь мира».

Сейчас церковно-приходская жизнь в основе, которой будет лежать диаконическое служение – служение любви и милосердия, в секулярном мире, разобщенном предельно, может быть такой иконой, взирая на которую люди будут побеждать ненавистную рознь мира.

Это будет иметь благотворное влияние не только в Церкви, но и на гражданские медико-социальные и социальные институты. Чем больше при приходах будет добрых активных людей, сестричеств, братств или групп милосердия, тем название церковной общины будет оправданно. Поэтому, когда мы говорим о возрождении церковно-приходской жизни, нужно знать и помнить: чем лучше каждый приход будет заниматься благотворительностью, в частности заботой о больных, бедных и обездоленных, привлекая к диаконическому служению Церкви, как можно больше прихожан, а в особенности молодежь, тем больше свет Евангелия будет распространяться по всему миру.

Дорогие отцы, братья и сестры последуем призыву Апостола Павла. Станем носит тяготы друг друга и тем самым исполним закон Христов. Народ наш очень нуждается в людях, на жертвенный подвиг во имя любви к Богу ближним. Таким людям всегда было и будет нелегко: Но, когда иссякают человеческие силы, нам помогает благодать Божия, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».

Да поможет Господь всем стремящимся исполнить Его заповедь любви и да благословит Он наши труды на благо ближних, Церкви и Отечества!

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»