Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

(из выступления на совете ректоров высших учебных заведений Алтайского края 20 февраля  2004 года)

На совете ректоров Алтайского края. 20 февраля 2004 года.Истинное духовное, религиозное познание не может противоречить светским наукам, поскольку объект познания духовных наук - это мир невидимый, непознаваемый чувственным опытом. В 90-е годы прошлого столетия в образовании происходили процессы, похожие на те, что уже были ранее, в 30-х годах: та же увлеченность западными экспериментами, та же почти полностью остановленная воспитательная работа. В последние годы стало наблюдаться отрезвление общества. Мы увидели плоды 90-х - «постперестроечную» молодежь. Порою мы утешаем себя: эти молодые люди практичнее, смелее, больше приспособлены к выживанию в современном мире. Но не обманываемся ли мы? Не страшно ли нам будет стареть среди практичного поколения наших детей?..

Юридическое отделение Церкви от школы на современном этапе, к сожалению, не защитило нашу молодежь, а, напротив, способствовало проникновению в светскую школу всевозможных духовных суррогатов, и прежде всего - оккультизма, неоязычества и тоталитарных сект.

В начале 90-х годов доктор геологических наук протоиерей Глеб Каледа рассказывал, что в одном из светских вузов Центральной России ректор не позволил ему провести встречу с преподавателями и студентами. Отец Глеб удивился: если нельзя выступить в институте православному священнику, тогда почему в студенческом клубе этого вуза по воскресеньям проходят собрания секты неопятидесятников? И услышал в ответ: у нас Церковь отделена от школы, а неопятидесятники - не Церковь... Конечно, подобное понимание «светскости» образования -явная нелепость.

В настоящее время немало препятствий возникает на пути введения в школы факультативного курса «Основы православной культуры», призванного объективно раскрыть важнейшие вопросы истории культуры нашего Отечества и стать началом взаимодействия духовной и светской школы. В средствах массовой информации этот курс называют «Законом Божиим» и объявляют несовместимым со светским образовательным процессом. Среди аргументов против введения этого курса в программу обучения чаще всего приводятся такие: не все же 100 процентов наших учеников - православные, как же быть с религиозными и национальными меньшинствами?..

Но в этом вопросе кроется и ответ: мы помним и уважаем иноверцев. Ведь на Руси всегда о национальной и религиозной самобытности и культуре соседей - и о лютеранине, и о мусульманине, и о язычнике - говорили с уважением: «У него такая вера!»

В традиционных исламских республиках России сегодня культура ислама уже изучается. И никто при этом не задумывается о том, все ли ученики - татары или среди них есть православные чуваши. Ведь вопрос идет о преподавании основ культуры того народа, среди которого приходится жить.

Чего же мы боимся? Ведь мы на своей земле! Православная культура создала наше государство, воспитала народ, лучшие национальные черты которого присущи ему благодаря нашей религии. Думается, что в скором будущем эти страхи уйдут и наша молодежь, наконец, сможет беспрепятственно обращаться к своим корням и истокам...

В начале 90-х годов мы радовались тому, что в высшей школе стали создавать теологические факультеты. К сожалению, сегодня взаимоотношения духовных школ с кафедрами теологии вызывают беспокойство. Два года назад Министерством просвещения был разработан православный стандарт преподавания теологии в вузах, а на кафедрах теологии, созданных, в основном, на базе кафедр научного атеизма, по-прежнему пытаются заменить преподавание православной теологии курсами религиоведения. Но ведь религиоведение - это атеизм, замаскированный под якобы объективное изучение религии. Как может религиоведение объективно исследовать какую бы то ни было религию или религиозную проблему, если сам предмет любой религии - Бог - негласно признается этой наукой несуществующим?..

На XII Международных Рождественских чтениях митрополит Ювеналий в своем выступлении на эту тему отметил слабое сотрудничество отделения теологии Алтайского госуниверситета с православной духовной школой в вопросе преподавания богословских предметов, изучаемых на этом отделении. Конечно, это упрек и в адрес епархии. С горечью приходится признать, что, несмотря на долгое и во многом плодотворное сотрудничество, пока нам так и не удалось найти взаимодействие в вопросе содержания теологического образования. Думается, что в будущем мы все-таки найдем общий язык в этих вопросах и сможем решить назревшую проблему. Тем более что примеров позитивного сотрудничества духовной и светской школы у нас неизмеримо больше, в том числе и с Алтайским государственным университетом. Мы благодарны руководству этого ведущего учебного заведения края за совместные лекции, конференции, за предоставление учебных помещений и великолепного актового зала для совместных мероприятий.

Очень добрые отношения у нас и с Алтайским государственным техническим университетом. Вершиной нашего сотрудничества стала закладка и освящение уже построенной часовни святой мученицы Татианы на территории университета.

Может ли сотрудничество и взаимодействие духовного и светского образования быть легким после 80 лет искусственного разрыва? Конечно, нет! И только от нас с вами зависит, насколько продуктивным и созидательным будет оно в дальнейшем...

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»