Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

Иконописец-реставратор
Барнаульской епархии
Замолотских Г. Д.

К ИСТОРИИ УКРАШЕНИЯ ИКОН ХРАМОВ г. БАРНАУЛА

Стремление к красоте свойственно человеческой душе. Эстетические потребности – одна из причин развития мировой культуры. Человек не только стремится к прекрасному, но и использует язык эстетики для выражения собственных чувств, наполненных благодарностью и любовью. Таким выразителем самых высоких и чистых душевных и духовных переживаний русского народа является православная икона [7 с. 102]. Желание украсить, обогатить особо чтимый образ привело к появлению целого пласта произведений изобразительного искусства, которое условно можно обозначить как драгоценный убор русских икон.

Возросший интерес отечественного искусствознания к религиозному искусству, опубликованные в последнее время исследования и материалы создали в наши дни новые предпосылки, побуждающие специально обращаться к истории украшения древнерусских икон [5 с. 19]. Актуальность исследования данной тематики раскрывает в своих работах А.В. Рындина [4 с. 107]. При этом необходимо рассматривать иконные украшения в неизменной связи не только с памятником, к которому они относятся, но и в общем литургическом и историческом значениях.

К XIX веку единственным допустимым приношением образу и его украшением становится оклад. Происходит это вследствие ряда синодальных и императорских указов. Поэтому именно оклады, исполнявшиеся в соответствии с господствующим художественным стилем, получают не только широкое распространение, но и максимально развитые формы [9 с. 47]. Для достижения необходимого соответствия и выразительности при изготовлении окладов использовали самые различные приемы металлообработки. Поля и средник иконы зачастую соединялись окладом в единое поле, скрывая все доличное письмо, не случайно в XVIII-XIX в. оклады чаще всего именуются «ризами» [5 с. 11]. Так на обороте иконы преподобного Сергия Радонежского из кафедрального Покровского собора города Барнаула прочитывается надпись: "Сергия с мощами* под ризу". Оклады в этот период исполняются как из драгоценных металлов, так и из дешевой металлической фольги. В последних столетиях широкое распространение получают иконы, написанные под оклад, в числе которых и чрезвычайно упрощенных по своим изобразительным средством краснушки или подфолежницы [5 с. 11]. Однако следует заметить, что оклады сохраняют за собой значение украшения и выражения особого почитания иконы. По мнению О.Ю. Тарасова «в результате массой религиозности «усердие о серебряных ризах» окажется возведенным в степень, предопределяющую особый эмоциональный модус восприятия мира горнего и мира дольнего. Причем в XIX в. оно останется в чем-то таким же, как и в XVI-XVII вв.» [6 с. 77].

Сибирский регион ничем не ступал в этом районам Центральной России. Жители заводов Алтая не понаслышке знали, как и о драгоценных металлах, так и о способах его обработки. Кафедральный  собор в честь Петра и Павла в городе Барнауле возводился во многом за счет средств местного сереброплавильного завода. Прихожане старались по возможности украсить внутреннее убранство своего храма не только самими святыми образами, но и благолепными к ним окладами. Опись Петро-Павловского собора за 1924 год свидетельствует, что центральная часть иконостаса была полностью одета в серебряные ризы, включая царские и диаконские врата [1]. По мнению Стерлиговой И.А. "В традиции православного благочестия XVIII-XIX вв. молельный образ уже не мыслился без оклада, который в обыденном сознании нередко заслонял, как бы исчерпывал собою икону" [5 с. 11]. Со временем в народном сознании  оклад настолько тесно сливается с иконой, что является неотъемлемой ее частью. В Покровском кафедральном соборе города Барнаула сохранилась икона Благоверного князя Александра Невского в киоте, золоченой раме, серебряном, некогда золоченом окладе и с накладным серебряном нимбом. Икона Александра Невского в окладе до реставраци.Образ святого находится на аналое одноименного придела. При визуальном исследовании состояние иконы рассматривалось как неудовлетворительное. Живопись на не закрытых окладом местах была значительно потерта, частично до грунта и основы. По благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Максима епископа Барнаульского и Алтайского икона поступила на реставрацию в иконописно-реставрационную мастерскую Барнаульской епархии. После размонтирования оклада и более тщательном изучении состояние как оклада, так и иконы определено как  аварийное. Икона Александра Невского до реставрации.Об этом ярко свидетельствуют многочисленные вздутия и частичные осыпи грунта и красочного слоя, потемнение, помутнение местами сгрибливание покрывного слоя, скопление пыли и сора на иконе, - потертости, прорывы, утраты, фрагменты и детали, некогда составляющие одно целое на окладе. В течение года проводились работы по укреплению и восстановлению образа. В результате можно не только представить первоначальный вид иконы, но и говорить о характере, стилистических и технологических особенностей исполнения ее и оклада, определить первоначальную атрибуцию. Образ святого благоверного Великого князя Александра Невского, если точно воспроизвести надписание, выполнен на доске лиственной породы дерева. Сверху и снизу врезаны две торцовые шпонки. Оборот иконы покрыт синим сухим пигментом и одет в рубашку – бархатную ткань светло-красного цвета. Грунт – имприматура определенный состав красно-коричневого цвета, применение которого характерно для иконописи XVIII-XIX вв. Техника исполнения – масляная живопись.

Представленный тип иконографии святого Александра Невского появляется в русском церковном искусстве в XVIII веке. Он приходит на смену образа монаха-схимника, т.к. благоверный князь скончался, приняв монашеский постриг и схиму с именем Алексий. Такая композиция и иконография становятся общераспространенными для XIΧ-XX вв. В центре иконы изображен в рост Святой князь, стоящий строго фронтально. Левой рукой он касается стола, правую прижал к груди. Одежда состоит из воинских доспехов и пурпурной царской мантии отделанной горностаем. Складки ткани моделируются мягким переходом от света к тени. Лик святого благообразен, спокоен с живописными мягкими переходами. Рисунок точен и выверен. Корнация выполнена традиционными для иконописи приемами наплавления от темного санкира к самым светлым местам. На стол, находящийся с левой стороны от святого, накинута зеленая скатерть с золотистой бахрамой. Поверх неё расположен развернутый свиток с державой. Видимый край свитка свешен со стола и слегка свернут. В правом верхнем углу, над столом, помещена икона Спаса Нерукотворного. Фон серо-голубого оттенка решен в виде каменных плит. Линия пола еле заметна, отличие прослеживается в тональном решении и направлении линий плит, уходящих в прямую перспективу. По периметру изображена рама – поле черного цвета с белой филенкой.

Икона Александра Невского в процессе реставрации.По стилистике изображение можно отнести ко второй половине XIXв. Возможно икона является списком с более ранних образцов, потому что цветовое решение тяготеет к первой половине XIX в., но характер выполнение надписи, расположенной вверху иконы, ограничивает датировку более поздним временем. Упрощенный подход к выполнению фона мог быть продиктован влиянием господствующего художественного стиля, а также композиционным решением: стремлением автора заострить внимание на центральной фигуре. Возможно, что иконописец предполагал появление оклада к иконе в дальнейшем, но детальная проработка одежд и доспехов святого ставит под сомнение такую вероятность. Автор мастерски прописывает детали воинских лат святого. Любуясь каждой в отдельности, он не теряет целостности изображения. Такой подход, технологические, колористические особенности исполнения, а так же высокий уровень академического рисунка иконы свидетельствуют о её столичном происхождении.

Икона Александра Невского после реставрации.Оклад иконы, серебряный и золоченый, не сохраняет общие черты изображения её рисунка, но в проработке деталей имеет значительные отличия. На окладе появляется узорчатая геометрическая рама. На заднем плане справа расположилась колонна с занавеской. Замечены отличия в деталировке одежд святого и скатерти стола. На окладе они орнаментированы растительным узором. Характер решения доспехов так же разнится. Надписания переместились в нижнюю часть рамы, что вообще характерно для церковного искусства конца XIX- нач. XX вв.  Данный оклад по времени, манере и приемом изображения можно отнести ко второму этапу русского стиля. В это время (1870-1880 гг.) «наиболее самостоятельно и компактно в нем прозвучала фольклорная линия, однако в целом приоритеты были отданы археологическому направлению» [8 с. 145]. Узорная, геометрическая рама и в нашем случае сродни резному наличнику, а в орнаментированную структуру фона  включены мотивы крестьянского ткачества – сложноплетеные ромбы [8 с. 143]. По клеймам находящимся на торце оклада можно определить, что выполнен он был в 1980 году в Москве, на фабрике золотых, серебряных и бронзовых изделий Кузмича Антипа Ивановича. Фабрика была основана в 1856г.; в 1897 на ней работало мужчин 93, подростков 15 человек, выработано серебряных риз, посуды и бронзовых изделий на 41620 рублей [3 с. 207]. Случаи заказов посылаемых из Сибири в столицу документально прослеживаются уже в XVIII в. Так в 1753 г. от Тобольской Петро-Павловской церкви в Москву отправлялось собранное прихожанами серебро, для обновления образа преподобного Нила Новгородского Чудотворца. Об этом свидетельствует дополнение старосты вышеуказанной церкви Ивана Нестерова [2]. Упомянутая икона Нила Новгородского, скорее всего, являлась храмовой, так как в Петропавловской церкви имеется два придела – южный в честь Святителя Алексия Московского, а северный освящен в память преподобного Нила. Не исключено, что подобные явления происходили и конце XIX века.

Клеймо на окладе к иконе Александра Невского.В связи со значительно разницей в рисунке и отклонениях в размерах иконы и оклада святого Александра Невского из Покровского собора г. Барнаула можно предположить, что оклад был выполнен по схематическому рисунку, икона при этом мастеру не отправлялась. Так или иначе, оклад для иконы выполнялся некоторое время спустя после её написания и, вероятно, в других условиях.

Клеймо на нимбе оклада.Примечателен факт наличия клейм другого вида на накладном нимбе рассматриваемого оклада. По ним можно определить, что данный нимб изготовлен также в Москве в 1891 году, но уже в другой мастерской. Появление этого украшения по прошествии некоторого срока может свидетельствовать об особом почитании иконы и старании прихожан благоукрасить её. По распоряжениям Священного Синода к иконам запрещалось приносить подвески, приклады и тому подобное [5 с.10 ]. Тогда благодарность прихожан и стремление облаголепить икону проявлялась в заказе и выполнении оклада либо накладных его деталей, если они отсутствовали первоначально.

Из вышеуказанного следует, что икона Александра Невского была выполнена во второй половине XIX в., в одном из столичных городов. Серебряный золоченый оклад к ней заказан позднее в Москве. Спустя некоторое время к нему выполнен накладной нимб того же материала, но в исполнении другого пробирного мастера. Таким образом, в результате реставрационно-исследовательской работы икона не только приблизилась к первоначальному своему виду, но была первично определена ее атрибуция, история украшения, а так же значимость данного образа для жителей г.Барнаула прошлых столетий.

* На иконе изображен Преподобный Сергий рядом с почившими родителями Кириллом и Марией.

Источники и литература

1. ЦХАФАК φ 138 Оп 1 д 41
2. ГУТО φ 156 Оп 1 д 1469
3. Постникова-Лосева М.М. Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XХвв. М. 1983
4. Рындина А.В. Некоторые аспекты типологии и стилистики русских иконных окладов Нового времени // Русское церковное искусство нового времени // «Индрики» М. 2004.
5. Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков. "Прогресс- Традиция" М. 2000.
6. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела императорской России М. 1995.
7. Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. М. 2004.
8. Шитова Л.А. Русский стиль в церковном серебре XIX в.// Русское церковное искусство нового времени «Индрики».М. 2004.
9. Шитова Л.А. Сергиево-Посадский музей 1998.


 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»
Реклама
Чехлы для Samsung Galaxy A5: где и какие стоит купить узнаете на nowyny.com.