Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

Иконописец-реставратор
Барнаульской епархии
Замолотских Г. Д.

ИКОНЫ В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА АЛТАЕ

Иконы в экспозиции Музея истории Православия на Алтае. Создание и формирование библиотек и древлехранилищ при монастырях, епархиях, духовных училищах в России ведется на протяжении нескольких веков. В них находились документы, книги, церковная утварь, иконы представляющие ценность государственного или местного значения.[7 c17]. Одним из крупных таких революционных собраний в Сибири можно назвать древлехранилище, располагавшееся в ризнице Тобольского Софийского Кафедрального Собора.[4]. В ХХ - начале ХХ1 вв. возрождение традиций Православной Церкви, а также ряд других причин, обусловили создание православных музеев. В их экспозициях нашли отражение мировоззрение и культура русского православного народа последних столетий. Кроме того, на базе таких музеев идет изучение церковных ценностей и особенностей иконописи регионов. Так, в результате проведенного обследования восьми действующих храмов Тобольска и Тюмени, были составлены «описи объектов имеющих историческую, художественную, культурную ценность». [5 с 6-7]

Икона является неотъемлемой частью православия, где отражаются исторические вехи и миропонимание ее авторов. В музее истории Православия на Алтае начало формирования иконного фонда можно считать с момента зарождения самого музея. Образы приносили в музей одновременно с церковной утварью, облачениями, книгами, фотографиями… Большая часть икон передана из Барнаульского Покровского Кафедрального Собора, часть – из разных благочиний. Это замечательно тем, что порой можно выявить историю иконы, время и характер предыдущих ее реставраций. Среди икон присутствуют образы, переданные в дар от частных лиц. Фонд небольшой и экспозиция полно его представляет.

Временные рамки создания икон можно ограничить серединой Х1Х-ХХ вв. О более точной датировке позволяют говорить заклейменные оклады некоторых икон. Таких окладов в музее несколько, все они выполнены из серебра на высококачественном уровне. В клеймах указывается не только год, но и инициалы автора, а также место происхождения. Так клейма на окладе иконы Параскевы Пятницы (45х36x2,5) свидетельствуют, что он был выполнен в 1856 году в г.Москве на фабрике золотых и серебряных изделий Орлова Дмитрия Ивановича.[6 №121; 3 c117]. Это производство было основано в 1840 году; на мануфактурной выставке 1865 году в Москве ее владелец был награжден большой серебряной медалью, в 1860 году имел 35 рабочих и 10 учеников, в 1865 году рабочих и учеников 160 человек, ежегодно вырабатывая изделий на сумму до 200 000 рублей серебром (1840-1872 гг.). Сама икона выполнена в каноне темперной техникой живописи. Личное сильно потерто. По колориту – почти монохромна, традиционной иконографии. В противовес ей встает образ Спаса Вседержителя масляного живописного исполнения (40,5х32,5х2). Фигура Христа изображена более чем по пояс. Отличительной иконографической чертой являются держава и монументальный крест, опирающийся на левое плечо Спасителя, а также ангелочки, расположенные вверху слева. Тонкая проработка личного, изящные прически, обилие глубоких складок в одеянии, а также вышеуказанная иконография свидетельствуют о влиянии столичного барокко.[2].

К середине Х1Х века можно отнести еще одну икону. Богоматерь Тихвинская небольшого размера (17,8х14х1,5) выполнена в живоподобной манере, технике масляной живописи.[6 №119] О датировке позволяют говорить некоторые иконографические отступления и характер исполнения изображения. Композиция точна и выверена. Общий колорит тяготеет к теплой коричнево-красной гамме. На Богоматери – вишнево-пурпурный мафорий с зеленым отворотом, золотой каймой в виде несложного узора и тремя звездами девства, написанными поверх мафория, одну из которых закрывает собой Богомладенец, венец и хитон темно-синего цвета. Кайма, обшлага, ворот туники выполнены охристо-белыми мазками по светло-коричневому фону без определенного орнамента. Вдоль края чепца проходит тонкая светлая линия. На Младенце синий хитон, имеющий возле горловины светло-желтую канву, имитирующую золото. Гематий светло-красный с желто-розовой линией по краям, одет одновременно на оба плеча, с широким запахом, не подпоясанный. Этот момент можно выделить как иконографическую и стилистическую особенность изображения. Одежды моделируются цветными высветлениями вдоль продольнных складок. Самые выпуклые места прописаны на форме наиболее светлыми, теплыми мазками. Складки, напротив, подчеркнуты мягкими, холодными притинками. Личное тщательно проработано. Мягкие сплавления от почти белых высветлений к темному санкирю говорят о профессионализме автора и времени исполнения. Волосы Богомладенца четко не прописаны, поэтому создается впечатление не кудрей, а пушка. Темного цвета, они местами освещены охристыми мазками. Фон неоднородный, высветленный у ликов, с постепенной растяжкой, расчленен на несколько пучков тонких линий – лучей с переходом к основному темному оливково-коричневому цвету. Четко обозначенный абрис нимбов отсутствует. По периметру иконы идет темная опушь. Подобные изображения часто встречаются в столичной среде первой половине, середине Х1Х века. В них нашли отражения те эстетические воззрения, которые были присущи жителям крупных городов в вышеуказанный период.

Вместе со столичными иконами представлены и образы местного письма. К ним можно отнести, как старообрядческие, белоликие, выполненные в темперной технике, так и масляные, в ликах которых отчетливо проявились алтайские национальные черты. В ряду последних встает образ Трех Святителей (70х52х2,5), отличающийся простотой и наивностью.[6 №123] Восточный разрез глаз, характерная форма бороды, четко выделенные скулы изображаемых предполагают происхождение автора. Икону неизвестного святого (20х14) также можно отнести к местному письму, но уже по иконографическому аспекту. В руках преподобного изображены в правой – книга, в левой – свиток, тогда как кодекс может принадлежать лишь Спасителю, апостолам или Святителям. К тому же традиционно одну руку святого оставляют свободной для благословляющего или молитвенного жеста. Данный извод мог появиться в результате малограмотности иконописца, не имевшего перед собой иконописного подлинника.

Pедко встречающаяся иконография представлена иконой Богоматери-Троеручицы.[6 №353] В ней изложен сюжет иконографического первообраза. Св.Иоанн Дамаскин предстал в молитве перед иконой Богоматери, рядом с ним лежит отсеченная рука – страдания за Святые Образы. Преподобный Иоанн изображен в одеждах русского воина или князя. Такая традиция, где изображаемые носили одежды народа или времени создания Образа, являлась характерной для западноевропейской живописи, а со временем перешла в Россию.

В зале Новомучеников и исповедников Российских, также представлены Святые Образы. Они являются молчаливыми свидетелями истории гонения на Церковь в ХХ веке. Здесь представлены иконы – как составные части сундука, частично облитые масляной краской с налипшими клочками газеты, а также следы топора на месте лика Богоматери – все это не просто было в нашей истории, но не должно повториться. А рядом с ними расположились бумажные образочки, выполненные гуашью и акварелью. Такие непрофессиональные, доморощенные они были необходимы православным в годы лихолетья. В этом просматривается то иконное благочестие, перенятое от царских времен и сохраненное до наших дней.

Таким образом, Епархиальный музей – это не только возрождение традиций, а одна из баз изучения церковного искусства определенного региона. Музей, прежде всего, являет собой форму проповеди. Здесь через соприкосновение с церковными ценностями можно ближе узнать мировоззрение, а также одну из сторон культуры и искусства своего народа.

Литература и источники:

1. О тебе радуется Каталог икон фондов ЦМиАР. Авангард М. 1995
2. Поздняя русская икона конец XVIII-XIXвв. С-П. 1994.
3. Постникова-Лосева М.М., Плотонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебреное дело XV-XXвв. М. 1983.
4. Скосырев Н. Путеводитель по Софийскому Собору. Тобольское епархиальное братство. Тобольск. 1899.
5. Софронова М.Н. Становление и развитие живописи Западной Сибири в XVII н.XIX вв. Барнаул 2004.
6.Книга поступлений Музея истории православия на Алтае.
7. Тобольские епархиальные ведомости. № 1.1912.

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»
Реклама
Новый ремонт трехкомнатной квартиры вместе с дизайном интерьера.