Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

Иконописец-реставратор
Барнаульской епархии
Замолотских Г.Д.

ОБРАЗЫ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ ИРКУТСКОГО В ХРАМАХ БАРНАУЛА

История развития культуры и процесс накопления духовных достижений нашего народа неизменно связана с христианской православной верой. Неотъемлемой её частью явилась икона, как вид церковной живописи. На протяжении веков, с развитием и изменением истории, в ней отражалось мировосприятие времени её создания. Упоминание сведений о святых иконах встречаются уже в первых летописях, описях церковного и монастырского имущества. В основном они носят опознавательный характер. Однако, уже в XIX веке существуют целые архивные дела и сборники, посвященные той или иной особо чтимой иконе, включающие в себя её визуальное описание, историю, а иногда способы реставрации.[1]

Святые образы не только выражали догматы православной веры, но, порой, отображали конкретные исторические события и людей, позже прославленных в лике святых. Так, на иконах часто изображены святые, явившиеся покровителями определенных государств, городов т. д. Для России одним из первых таких заступников можно назвать игумена и печальника земли русской преподобного Сергия Радонежского, традиционно рядом с ним встает Серафим Саровский, а затем и целый сонм Русских святых. Во многих городах, районах особо почитают своих, местночтимых святых. Существуют соборы Смоленских, Карельских святых так далее. В Сибири, где православие утвердилось лишь в XVI веке, существует свой Собор Святых. Сибирских святых немного, все они, так или иначе, связанны с этой землёй и прославлены в разное время. Одним из первых, причисленных к лику святых этой местности, явился святитель Иннокентий Иркутский.

Первый епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Иоанн Кульчицкий) происходил из древней дворянской фамилии, родился в 1680г. или 1689г., в семье священника Черниговской губернии. Воспитывался в Киевской духовной академии. Был префектом Московской славяно-греко-латинской академии. Преподавал сначала словесность, а за тем - философию, метафизику и нравственное богословие. В 1708г. пострижен в монашество. С конца 1720г. наместник Александро-Невской лавры. Хиротонисан 5 марта 1721г. во епископа Переяславского с назначением в Пекинскую духовную миссию, но в Китай не был пропущен. Иннокентий Кульчицкий вынужден был остановиться в Селенгинске, затем в Иркутске. 15 января 1727г. назначен епископом Иркутским во вновь учрежденную Иркутскую епархию. Святитель Иннокентий приложил немало сил в воспитании нравственности местного населения и духовенства, заботился о повышении образования, много труда употребил на возобновление и строительство новых церквей в епархии. Скончался 26 ноября 1764г. и был погребен под алтарем деревянной Тихвинской церкви Иркутского Вознесенского монастыря. Мощи его обретены в 1764г. По указу Св. Синода 1 декабря 1804г. причислен к лику святых. В 1805г. мощи были перенесены в соборную Вознесенскую монастырскую церковь Иркутского Знаменского монастыря.[1 с.7]

Отношение к святителю Иннокентию Иркутскому в Сибири всегда было особенно благоговейным. Порой его почитали наравне с Николаем Чудотворцем [9 с. 131]. Во многих городах Восточной и Западной Сибири находились изображения первого Иркутского святителя, в его честь были освящены престолы различных храмов. Барнаул в этом отношении не является исключением. Достоверно известно, что официальное почитание Иннокентия Иркутского в Алтайской земле начинается с момента получения в количестве 2792 экземплярах и исполнение в 1805году «Указа Его Императорского Величество Самодержца Всероссийского и Тобольской Духовной Консистории об извещении всех церквей о находке св. мощей первого Иркутского епископа Иннокентия в Иркутском Вознесенском монастыре» Об этом свидетельствует рапорт Барнаульского Духовного правления [2]. К сожалению, сейчас сложно сказать, каким образом проявлялось почитание Святителя, но сохранившиеся инвентарные описи различных храмов г.Барнаула говорят о наличии в них образов святого. Так в Петропавловском кафедральном соборе, первом каменном храме города, находилась житийная икона Иннокентия Иркутского. Она располагалась в местном ряду иконостаса, о чем свидетельствует опись имущества за 1924 год: на правой стороне Иннокентия Иркутского с описанием по сторонам чудес его…мерою 16х12 вершков.[5, л 90] Образ иркутского святителя находился и другом древнейшем храме – Знаменской церкви. Инвентарная опись градо-Барнаульского Знаменского собора составленная в 1937году: на левом столбе, на правой стороне икона святителя Иннокентия /Иркутского/ Чудотворца писана на доске в золотом киоте под стеклом.[6]. Судя по размерам, этот образ /был среди присланных икон в Захарьевскую церковь, бывшей на месте Знаменской до 1852 года.

Спустя девяносто лет после обретения и прославления мощей святителя Иннокентия в его честь был освящен храм. Им стала отстроенная и освященная 1 марта 1895 года домовая церковь Богородице-Казанского женского монастыря. Из клировой ведомости о церкви:
1. Церковь домовая построена в 1894 году иждивением жены коллежского асессора Евдокии Ивановны Судовской и помещается в одном из монастырских жилых, деревянных корпусов.
2. Зданием прочна, колокольня построена отдельно на деревянных столбах.
3. Престолов в ней один - в честь Св. Иннокентия, первого епископа Иркутского.
4. Утварью достаточна [4]. О сохранении в народной памяти благоговейного отношения к Иркутскому Святителю и Его почитания сегодня свидетельствуют наличие изображений этого святого в Кафедральном Покровском соборе города Барнаула. Образ Святителя находится в системе росписи центрального алтаря, в ряду особо чтимых святых. Он представлен поясным изображением, заключенным в фигурную рамку с правой и левой стороны обрамленный узором.

Помимо настенной росписи существует икона Святителя Иннокентия, расположенная в правом приделе собора. Размер изображения 175 х 50 см. Основа - холст, наклеенный на доску. Формат соответствует вытянутому прямоугольнику с полукруглым завершением вверху. Это ростовая икона академического письма, масляной техники живописи, где фигура Святителя занимает основную иконную плоскость. Святой расположен фронтально, и лишь голова слегка повернута вправо. Иннокентий Иркутский изображен в мантии с основными атрибутами епископской власти: митра, омофор, панагия, в левой руке держит посох, правая сложена в благословляющем жесте. Фон выполнен как светлый, размытый пейзаж с мягким переходом от светло-голубого неба к умбристо-зеленой земле. Ненавязчиво показан вид леса и реки. Такое решение подчеркивает и оттеняет фигуру святого как основной смысловой центр. Сочетание небесно-голубого, сиреневого-лилового, краплачного и светло-серых тонов образует холодную гамму колористического решения. Небольшие вкрапления теплых умбристо-охристых, розовых, золотистых цветовых оттенков гармонично подчеркивают и являются дополнением общему колориту. Лаконичный, грамотный рисунок говорит о профессионализме автора. Одежды выполнены крупными свободными пастозными мазками. Объемные складки моделируются светотеневыми переходами и четко выявленными рефлексами. Личное проработано более сдержано и тщательно. Основные объемы моделированы светлыми сплавленными мазками. Живописец мастерски владел техникой масляной живописи, возможно, имел профессиональное, академическое образование.

Появление иконы в храме относиться ко времени второй «реставрации» Покровского собора в начале 80-х годов. С момента восстановления в 1943 г. храм был дважды «реставрирован» в 1958 и в начале 80-х гг., причем к моменту последних понавлений среди работников храма зарегистрировано два реставратора. [8 с.47] Для проведения живописных работ в Барнаул приехали московские мастера. Парные иконы Святителей Иннокентия и Софрония Иркутских принадлежат кисти московского живописца Голубева Виктора Михайловича. Эти образы написаны по инициативе и благословению митрофорного протоиерея Николая Войтовича, занимавшего в тот момент должность Настоятеля Покровского собора. О. Николай - старейший протоиерей города Барнаула, уроженец Гродненской области (Беларусь). По окончании в 1958 г. с отличием Минской духовной семинарии по распределению направляется псаломщиком в Покровскую церковь г. Барнаула с правом служения в сане диакона. На следующий год епископом Новосибирским и Барнаульским Донатом рукоположен священником этой церкви. С 1960 года назначен Настоятелем собора и Благочинным церквей Алтайского края, с успехом и усердием служа на этом поприще более 30 лет; вплоть до 1994 года времени образования Барнаульско-Алтайской епархии, когда настоятелем Покровского собора стал Владыка Антоний. [9 с. 28-38]. Сведения о московских иконописцах сообщены о. Николаем. Характерной особенностью является то, что иконы Иркутских Святителей написаны на холсте. Будучи в Москве Голубев В.М. работал над образами для Барнаульского храма, по окончании, которые могли быть скручены и отправлены к месту назначения. Подобный метод работы был знаком Тобольским иконописцам уже в XVH-XVIII вв., и выявила его Крючкова Т.А., анализируя Иркутские и Тобольские иконы. (Всероссийский фестиваль историко-культурного наследия над Сибирью «Тобольский музей встречает друзей»). Киот для иконы Иннокентия Иркутского был выполнен московскими резчиками.

Почитание Иркутского Святителя можно видеть и в моменте постоянного поминания его имени за богослужением: на отпусте, литии. По свидетельству священнослужителей, такое действие уже во второй половине XX века являлось традиционным.

Таким образом, в народной памяти жителей Алтайского края по прошествии двухсот лет сохраняется почитание Иннокентия первого епископа иркутского, свидетелями чего являются и устные и живописные церковные традиции. Выявление и изучение подобных процессов, говорит о преемственности духовных ценностей. Продолжение проявления их в церковной живописи на современном этапе развития нашего общества.

Источники и литература: 
1. ГУТО Гос. архив г. Тобольска Ф. 156. Оп. 26. Д.580
2. ГУТО Гос. архив г. Тобольска Ф. 156. Оп. 6 Д.116 Л.16
3. ЦХАФ АК. Ф. 138 Оп. 3. Д. 28
4. ЦХАФ АК. Ф. 138 Оп. 1. Д. 41
5. ЦХАФ АК. Ф. 131 Оп. 1. Д. 45
6. ЦХАФ АК. Ф. 131 Оп. 1. Д. 67
7. Калинина И. В. Канонизированные святые, мученики и исповедники земли иркутской. // Тальцы. 1 (8) 2000
8. Кривоносов Я.Е., Скворцова Т.В. Православные храмы Барнаула (1751 -2001гг.) Барнаул, 2001.
9. Скворцова Т.В., Филатов К.Н. Покровский Кафедральный собор г. Барнаула. Барнаул, 2004


 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»