Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

Новости епархии

Крещение Господне

20.01.2007

Владыка Максим. Освящение вод на р. Оби. 51,19 Kb [375X500]Крещение, или Богоявление, - один из самых торжественных, величественных и любимых православных праздников на Руси. Его установление относится еще ко временам апостолов. Бог приходит в мир в этот день: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк.1,9-11).

Слово «крещаю» означает по-гречески «погружаю в воду». Вода - начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды - там пустыня.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления - в реках или других местах, где берут воду.

Несмотря на десятилетия гонений, народ не забыл об этом великом празднике. И ежегодно 19 января многие тысячи барнаульцев отправляются за крещенской водой в храмы, а также на «Иордань», которую в последние годы по благословению Преосвященного Максима, Епископа Барнаульского и Алтайского делают на Оби и которую освящает Владыка.

И этот год не стал исключением. 19 января в Барнауле состоялся уже ставший традиционным Крестный ход от Свято-Никольского храма по центральной аллее проспекта Ленина до снежной часовни на Речном вокзале. Возглавил его Епископ Максим, возродивший на Алтае традицию крещенского Крестного хода.

При содействии городской администрации на Оби был возведен Крещенский городок, выпилена на половину толщины льда Иордань в виде креста для забора святой воды.

Большую помощь в проведении праздника оказали сотрудники милиции: более 100 барнаульских милиционеров обеспечивали общественную безопасность в городе, сопровождая Крестный ход к снежной часовне на Речном вокзале и дежуря на берегу Оби в оцеплении.

На льду Иордани прошел молебен, в котором Владыке сослужило множество священников епархии, а затем Епископом Максимом был совершен чин Великого Освящения воды в Иордани (Оби).

Крестный ход прошел спокойно и без происшествий. Из-за тонкого льда в целях безопасности купание на Оби было отменено. Но энтузиасты крещенского купания «без уныния и лени» поехали на озеро Пионерское (Научный городок), в Булыгино, в Зудилово, в Кислуху, Белоярск и другие места, где также были сооружены и освящены купели.

Митрополит Антоний Сурожский говорит: - Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды... В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений...

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Алтайская миссия»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: missia.eparhia.ru

Все новости раздела





 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»