Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

Мы в ответе за наших детей

Нет никакого высшего искусства,
как искусство воспитания.
Мудрый воспитатель создает живой образ,
смотря на который, радуется Бог и люди.
Святитель Иоанн Златоуст

Что такое православное воспитание? На каких принципах оно основано?

У человека, далекого от Церкви, даже слова "православное воспитание" могут вызвать недоумение. Это недоумение легко объясняется трагическим историческим путем нашей Родины в XX веке. В годы официального безбожия не без гордости говорили о "русском характере" и "русском сердце". Кто же воспитал этот "русский характер"?

На протяжении даже не десятков, а сотен лет сердце, совесть, душа русского человека были вверены, прежде всего, Православной Церкви, православной культуре и традициям. Поэтому в наши дни самые серьезные ученые-педагоги обращают все более пристальное внимание на педагогический опыт наших православных отцов и дедов. А основой и отправной точкой как крестьянского семейного воспитания, так и воспитания в лучших дворянских семьях старой Руси было воспитание религиозное. Даже начало обучения грамоте совершалось по книгам церковным: первой учебной книгой русских православных детей была книга "Псалтирь", любимым чтением в семейном кругу - библейская история и евангельские притчи. Самопожертвованию, патриотизму, стремлению к подвигу дети учились, слушая жития святых. Кроме того, с самого рождения жизнь ребенка связывалась с молитвой, с православным храмом. А с отроческих лет он учился испытывать свою совесть в таинствах исповеди - познавать доброе и отторгать худое...

Современные же родители и педагоги сталкиваются с тем, что у наших детей зачастую совершенно отсутствует система самых простых нравственных ориентиров. Объяснить, "что такое хорошо и что такое плохо", порою бывает просто невозможно. Поэтому и в школах, и в детских садах вводятся должности специалистов-психологов, вооруженных, прежде всего, западными методиками и технологиями, причем не просто безрелигиозными, но подчас враждебными всякой религии, а то и оккультными практиками и тренингами. Суть подобных методик заключается не в том, чтобы научить ребенка правильно ориентироваться в Божьем мире, но и избавить его от "комплексов" - то есть, по сути дела, от обличений совести, и утвердить в самодостаточности, в самоценности, в самообожении.

Подобные педагогические эксперименты заканчиваются плачевно.

Мы сейчас говорим о "трудном" переходном возрасте, о трагедии разрыва между поколениями, отсутствии понимания между ними. Почему этой проблемы не было в старой России? Ведь даже роман И.С. Тургенева "Отцы и дети", повествующий о конфликте родителей и детей, в XIX веке воспринимался как освещающий нечто новое и небывалое в русской жизни...

Приходит время задать себе вопрос: почему мы обязаны перенимать чуждые для нас традиции воспитания, во всем ли нужно слепо копировать опыт западных стран, причем тот, который и в самих этих странах в наши дни подвергнут критике и сомнениям?..

В настоящее время все больше и больше родителей и педагогов обращаются к опыту воспитания наших православных предков, к опыту воспитания в современных православных семьях. Особенно большое внимание самые серьезные современные ученые уделяют исследованию крестьянского, общинного воспитания, изучению трудов наших отечественных православных педагогов, прежде всего - великого русского педагога К. Д. Ушинского.

Основой православного воспитания является, прежде всего, раскрытие и утверждение в ребенке образа Божьего (ведь изначально и слово "образование" понималось именно в этом смысле), а это невозможно без первоначального воспитания в нем тяги к истинным ценностям, которые основаны на соблюдении Заповедей Божиих.

Невозможно научить ребенка любить и уважать родителей, если он не знает Бога - Небесного Отца. Невозможно научить ребенка любить и ладить с ближними, если он не имеет общения с Церковью - народом Божиим, невозможно научить любви к Родине, если ребенок воспитывается на принципах не православной культуры своего народа, а космополитизма, массовой культурой "общечеловечества"...

Протоиерей Сергий ФИСУН

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»