Новости епархии
 
  Архив новостей
 
  Карта сайта

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ЕВХАРИСТИИ

Пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как
только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставление грехов... Ибо мы
принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье; но как Христос...
воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой
совершено благодарение... есть, как мы научены, Плоть и Кровь того воплотившегося Иисуса.
Святой Иустин Философ.[1]

...Божественная Литургия — постоянное восхождение, возношение Церкви на небо, к престолу
славы, в невечерний свет и радость Царства Божия.
Протоиерей Александр Шмеман.[2]

Из древности известно нам о центральном значении в жизни Церкви Евхаристии. “Таинством таинств” называет ее Дионисий Ареопагит, указывая на то, что евхаристия является основой Церкви, без которой немыслимо ее существование и спасение человека. И если другие священнодействия позволяют нам приблизиться к дарам Духа, то в Евхаристии нам подается Сам Бог. С помощью этого “честнейшего дара из всех даров”[3] мы дерзаем искать соединения с Самим Творцом и Вседержителем и становимся “причастными Его Божественного естества” (2 Петр. 1, 4).

Начало Евхаристии положил Сам Господь наш Иисус Христос. Об этом знаменательном для Церкви событии рассказывают все четыре евангелиста, особо о нем говорит и святой апостол Павел: “Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете” (1Кор. 11, 23-26).

Как свидетельствуют святые евангелисты, прежде совершения таинства святой Евхаристии, или как его еще называют святого причащения, Спаситель повелел приготовить для этого особое “место” и “вещество”, и ученики приготовили Ему “пространную” горницу в Иерусалиме, в которой Господь и проявил свою любовь к человеку. Здесь Он, всемогущий Бог умыл ноги своим ученикам, служил им и “воздал хвалу Богу, преломил хлеб” (Лк. 22, 6-19). Господь Сам совершением Евхаристии указал нам на необходимость особого места и особого вещества для ее совершения, тогда же Господь показал нам и действия самого тайносовершения: молитву, проповедь и пение.

Во времена апостольские Евхаристия уже занимала особое место в жизни Церкви (Деян. 2, 42-46). Уже тогда ее совершение требовало предварительного приготовления к участию в нем. Евхаристия собирала христиан в особые места (1 Кор. 11,34), где они молились (Деян. 2, 42, 46-47), читали Писание и прославляли Бога (Деян. 2,47) воспоминали смерть Христа, произносив по его заповеди святые слова Евхаристии и причащались (1 Кор. 11, 28-32. 1 Кор. 10, 16. 11, 22-28), в радости (Деян. 2, 46).

Безусловно, в древности Евхаристия, по своему совершению и устроению имела несколько иное чем сейчас содержание. Во-первых, Евхаристия первоначально являлась трапезой, иногда продолжавшейся целую ночь, за которой вместе с чтением Писания и псалмов, молитвой, проповедью и преломлением хлеба происходили и беседы о спасении. Например, святой апостол Павел “беседовал довольно, даже до рассвета” (Деян. 20, 9-11). Сам богослужебный чин Евхаристии с определенной последовательностью сформировался вместе с ростом общин и содержал в себе все те же главные моменты Евхаристии Спасителя, о которых мы упоминали ранее: чтение Священного Писания, молитвы, благодарение Отцу и, собственно, преломление хлеба — причащение.

В древней Церкви у каждой общины мог быть свой евхаристический чин, который, впрочем, непременно содержал в себе указанные выше элементы. Сами чины стали именоваться Литургией, с греческого — общественное служение. Каждая такая Литургия обычно надписывалась именем апостола или святителя, с которым была связана история возникновения и развития этой общины или местной Церкви. Такая Литургия совершалась здесь неизменно до известного времени, когда Православная Церковь стала искать определенного единообразия совершения богослужений, хотя это не лишило нас замечательного наследия — прекрасных в разнообразии вида и в единстве духовного опыта чинов.

Предание сохранило нам наименования древних Литургий, таких как иерусалимская, александрийская, медиоланская.[4] Иерусалимская Литургия или Литургия святого апостола Иакова, была матерью и образцом для всех. Ее чин передается в постановлениях апостольских, у Дионисия Ареопагита, Иустина мученика, Кирилла Иерусалимского,[5] эта литургия имеющая происхождение от Самого Христа и связанная со именем святого апостола Иакова, брата Господня, составляет сокровищницу полноты апостольского предания. Эту Литургию совершают на Святой Земле и сегодня.

Уместно вспомнить здесь и Литургию франков, которая была в употреблении в Церквях галльских до 758 года, которая, как ни странно имела больше сходств с восточными чиноположениями, чем с римскими, что свидетельствует об удивительной духовной близости христиан древности, которая позволяла принимать им опыт богообщения людей другой культуры, как собственный.

В IV веке Церковь для ограждения святого Таинства от намеренных искажений еретиков вынуждена была предпочесть согласованность и возможное единообразие чинопоследований Литургий. Святитель Василий Великий, а позже святитель Иоанн Златоуст письменно засвидетельствовали всему православию подлинные и чистые от еретического влияния чины Литургии. По всей видимости, была еще одна причина, по которой святители совершили эту работу. Об этой причине свидетельствует святитель Прокл, патриарх Константинопольский: “Апостолы и после них Учители Церкви совершали Божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев в благочестии в последующие времена, перестали приходить к слушанию Литургии по причине ее продолжительности. Святитель Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил ее, а после него более святитель Златоуст”.[6] Так или иначе, мы знаем, что Литургия, переданная нам святителями, сохраненная и совершаемая все то время, которое отделяет нас от их эпох и повсеместно употребляемая ныне, является той самой Литургией, совершение которой заповедал нам Господь.

Литургия, как приношение, по своему смыслу является “отдачей плоти Иисуса за жизнь мира”,[7] жертвой, в которой Сам Христос является единственным совершителем и, что таинственно и страшно, самой жертвой. Господь Сам совершает Евхаристию посредством священнослужителя, обращающегося к Нему и ко всей Святой Троице в своих молитвах.

Список использованной литературы:

1) Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988.
2) Шмеман А., прот. Евхаристия Таинство Царства. Париж, 1988.
3) Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее таинствах богослужении, обрядах и требах. М., 1994.
4) Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии”. М., 1993.
5) Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Париж, 1996.

[1] Ранние Отцы Церкви. Брюссель, 1988.С.337-338.
[2] Шмеман А., прот. Евхаристия Таинство Царства. Париж, 1988. С. 206.
[3] Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии”. М., 1993. С. 45.
[4]Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее таинствах богослужении, обрядах и требах. С. 226.
[5] Там же.
[6] Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии”.С. 86.
[7] Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом. Париж, 1996. С. 100.

Разделы

 

Сайт создан по благословению Управляющего епархией епископа Барнаульского и Алтайского Максима
© 2004-2010, Барнаульская епархия РПЦ

При перепечатке материалов сайта просьба указывать
ссылку на  http://altai.eparhia.ru
Создание и поддержка - проект «Епархия»
Сайт управляется системой «Экспресс-Веб»

Создание и поддержка -
Проект «Епархия»

Сайт управляется системой
«Экспресс-Веб»